Время, вперед (1)

1. Пояснительная записка
Человеческое общество постоянно изменяется, при этом претерпевают изменения и
многие социальные ценности, стили поведения, способы взаимодействия людей. От того, какие
ценности будут сформированы у детей сегодня и насколько они будут готовы к новому типу
социальных отношений, зависит будущее нашей страны.
Программа по содержанию является патриотической и направлена на достижение
следующей цели: создание условий для формирования духовно здорового человека, неразрывно
связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
Актуальность программы состоит в том, что в ней конкретизировано и углублено понятие
«история страны» до понятия «история одной судьбы» с изучением и исследованием конкретных
фактов, событий. Использование нестандартных форм и методов работы.
Изучение истории родной земли, истинной истории остается важнейшим направлением в
воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа
огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на создание
условий для развития ребенка, обеспечивает ценностно - смысловую, нравственную и
социальную ориентацию школьников, социальное взаимодействие обучающихся со
сверстниками и взрослыми, развивает мотивацию к познанию и творчеству, приобщает детей к
общечеловеческим ценностям. Особенность данной образовательной программы в том, что
обучающиеся не только изучают материал, но и учатся самостоятельно находить механизмы
(формы и методы) передачи своих знаний аудитории (беседы, семинары, огоньки, встречи,
экскурсии, исследовательские работы). Практические занятия по программе связаны с
использование компьютера - создание презентаций.
В структуру программы входят два образовательных блока: теория, практика в
составлении сценариев, экскурсий, проведение экскурсий, исследовательская деятельность.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей.
На занятиях дети знакомятся с историческими документами, художественной
литературой, воспоминаниями. Освоение материала в основном происходит в процессе
практической творческой деятельности.
Цели программы: социальное становление, патриотическое воспитание и формирование
активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития.
Задачи:
 знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;
 сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
 формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических
ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою
страну, край, школу, семью; выдающиеся достижения;
 изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует
развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных
ценностей.
По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми,
но и активно используются в их жизнедеятельности.

Основным отличием программы является введение разделов «История ВС РФ»,
«Направление патриотизма», «Гражданственность». Сочетание таких форм работы, как
составление планов и программ военно-патриотического воспитания самостоятельно,
проведение уроков патриотической направленности, посещение ветеранов на дому, открытые
встречи с военнослужащими, посещение музея.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации
познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 6 до 10 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 2 года.
1 год – дети от 6 до 8 лет. Учащиеся знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых
патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии.
2 год – дети от 9 до 10 лет. Изучают историю Великой Отечественной войны, получают знания о
ВС РФ, учатся сопоставлять понятия патриот и гражданин.
Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 час в
неделю в течение 1 года обучения.
Количество обучающихся в учебной группе - до 15 человек.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
Количество часов
Теория Практика
Всего

№
Тема
1
2
3

Введение
Богатырь – символ патриотизма
История зарождения армии

1
2
4

4
4

1
6
8

4

Люби и знай родной свой край

4

5

9

5

Я - патриот!

4

9

13

15

22

Итого

37

Второй год обучения
Количество часов
Теория Практика
Всего

№
Тема
1
2
3

Введение
Они умирали за Родину
История создания ВС РФ

1
8
3

12
2

1
20
5

4

ВС РФ-защитники нашего Отечества

1

2

3

5

Патриот, он же гражданин…

3

5

8

16

21

37

Итого

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
занятий

сентябрь
4

октябрь
5

ноябрь
4

декабрь
4

январь
3

февраль
4

март
4

апрель
5

май
4

теория
практика

3
1

3
2

занятий
теория
практика

сентябрь
4
2
2

октябрь
5
2
3

2
2

2
2

1
2

2
2

1
3

1
4

4

Второй год обучения
ноябрь
4
2
2

декабрь
4
2
2

январь
3
2
1

февраль
4
2
2

март
4
2
2

апрель
5
1
4

май
4
1
3

Освоение Программы организовано в соответствии с календарным учебным графиком МАОУ
СОШ №80 на 2022-2023 учебный год:
1.Начало учебного года – 1 сентября 2022года
Окончание учебного года – 31 мая 2023 года
2.Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 учебные недели
2-11 классы – 34 учебные недели
3. Сроки и продолжительность учебного года по четвертям:
1 четверть – с 02,09.2022 по 28.10.2023г. (8 учебных недель)
2 четверть – с 07.11.2022г по 30.12.2023г. ( 8 учебных недель)
3 четверть – с 09.01.2023г. по 24.03.2023г (10 учебных недель, 1 класс - 9 учебных недель)
4 четверть – с 03.04.2022г по 31.05.2023г (9 учебных недель)
4. Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы: с 29.10.2019г. – 06.11.2021г (10 календарных дней)
Зимние каникулы: с 31.12.2019г по 08.01.2022г (13 календарных дней)
Весенние каникулы: с 25.03.2020г по 02.04.2022г (9 календарных дней)
Летние каникулы: июнь, июль, август не менее 12 недель.
5. Нерабочие праздничные и выходные дни:
4 ноября - День народного единства;
31декабря, 1- 8 января - Новогодние каникулы;
23 февраля - День защитника Отечества;
24 февраля – выходной день,
8 марта – Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
8-9 мая - День Победы;
6. Сроки проведения промежуточной аттестации:
Сроки проведения промежуточной аттестации - с 22 по 31 мая 2022г.
6. Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Перечень форм организации учебной деятельности
Формы занятий: игра, экскурсия, практическая работа, конкурсы, защита проекта. беседы,
диспуты, выставки, проведение самостоятельно уроков мужества в младших классах



4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
4.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской






гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки.

Метапредметными результатами являются:
 способность регулировать собственную деятельность;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
 способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную
на познание закономерностей социальной действительности;
 способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей,
 совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов,
установление причинно-следственных связей, закономерностей,
 приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
Регулятивные УУД:
 понимать задачи, поставленные педагогом;
 знать технологическую последовательность выполнения работы;
 правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
 научиться проявлять творческие способности;
 развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
 учиться работать в коллективе;
 проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты:
Кружок способствует достижению обучающимися предметных результатов учебных
предметов: «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство»,
ОДНРК:





усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли
человека в нем;
знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения
ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и
обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы,
населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество,
общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
4.2. Тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п

Разделы. Темы.

Всего
часов

Теоретические
часы

Практические
часы

1
2
3
4-5
6-7

8-9
10
11
12
13
14-15

16
17-18
19
20
21-22
23-24

25-27
28-30
31-32
33-35

36-37

Введение.

1
Богатырь – символ патриотизма
Былины и их герои
1
Патриотизм в исторических
1
песнях
Князья-богатыри
2
Богатырские устои. Служба по
2
призванию. Участие в районном
конкурсе «Время, вперед!» (1тур)
История зарождения армии
Появление княжеской дружины.
2
Зарождение государственности
Военные корабли
1
Оружие – символ превосходство
1
Народное ополчение-невиданная
1
сила
Воинский состав. Воинская
1
повинность.
Русская рать – никто не может
2
устоять. Участие в районном
конкурсе «Время, вперед!» (2тур)
Любовь к Родине
«Люби и знай родной свой край».
1
Моя малая Родина
«Без корня и полынь не растёт».
2
Мое родословное древо
«Герои вокруг нас». Патриотизм и
1
современность
«Уроки России»
1
Что в имени твоем?
2
Культура родной страны.
2
Участие в районном конкурсе
«Время, вперед!» (3тур)
Я-патриот!
Как воспитывается и прививается
3
любовь к Родине?
Чувство долга. Любовь к Родине
3
Патриотами рождаются или
2
становятся?
Подвиг перед Родиной-высшее
3
проявление патриотизма. Участие
в районном конкурсе «Время,
вперед!» (4тур)
Воспитай в себе патриота.
2
Итого
37

1
1
1
2
2

1

1

1
1
1
1
2

1
1

1
1

1
1

2
1

1

2

1
1

2
1

1

2

1
15

1
22

4.3 Содержание
Первый год обучения
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство
с понятиями патриотизм, героизм.
Богатырь – символ патриотизма
Теория: Былины и их герои. Патриотизм в исторических песнях. Добрыня Никитич. Илья
Муромец. Алеша Попович. Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.

Практика: Знакомство с героями-богатырями по былинам. Героическием песни. Презентации.
Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава»
История зарождения армии
Теория: Появление княжеской дружины. Зарождение государственности. Военные корабли.
Оружие – символ превосходство. Народное ополчение - невиданная сила. Воинский состав.
Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.
Практика: Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с историческими
источниками. Инсценировка одного дня жизни князя. Презентации на тему: «Монгольское
нашествие», «Крестоносцы». Доклады. Кроссворды.
Любовь к Родине
Теория: «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина. «Без корня и полынь не растёт».
Мое родословное древо. «Герои вокруг нас». «Уроки России». «Патриотизм и современность».
Что в имени твоем? Природная сокровищница России. Культура родной страны.
Практика: Презентация, беседа, конкурс рисунков «Моя малая Родина». Составление
родословного древа. Круглый стол. Мероприятие «Что в имени твоем?»
Я-патриот!
Теория: Как воспитывается и прививается любовь к Родине? Чувство долга. Любовь к Родине.
Патриотами рождаются или становятся? Подвиг перед Родиной - высшее проявление
патриотизма. Воспитай в себе патриота.
Практика: Доклады. Конкурс стихов о Родине. Урок мужества. Лабораторное занятие «Воспитай
в себе патриота». Чтение литературных произведений о подвигах героев ВОВ.

Тематическое планирование
Второй год обучения
№ п/п
1
2-3
4-6
7-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
21

22
23
24
25-26
27-28
29
30
31
32
33
34-35
36-37

Разделы. Темы.

Всего
Теоретические
часов
часы
Введение.
1
1
Они умирали за Родину
Начало Великой Отечественной
2
1
войны
Подвиги во имя Победы!
3
1
Коренной перелом в ходе войны
3
1
Блокадный Лениград
2
1
Победа! Победа! Победа!
2
1
Вечная память и вечная слава…
2
1
Ими гордится армия и страна
2
1
Героические страницы Вов.
2
1
Великие люди России:
1
полководцы, адмиралы
Великая Отечественная война в
1
истории моей семьи
История создания ВС РФ
Армия и флот в XIV-XVII вв.
1
1
Армия и флот в XVIII-XIX вв.
1
1
Вооруженные силы XX в.
1
1
Вооруженные силы XXI в.
2
1
ВС РФ-защитники нашего Отечества
Виды ВС, рода войск,
2
1
Предназначение.
Национальная безопасность и ВС
1
1
Патриот, он же гражданин…
Язык – приоритет государства
1
1
Верность культуре - преданность
1
1
Родине.
Толерантность и
1
межнациональные отношения.
Конституция РФ-главный закон
1
1
страны!
Имею право знать…
2
Я-гражданин России!
2

Практические
часы

1
2
2
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

2
2

Содержание
Второй год обучения
Введение в курс Программы
Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный
год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.
Они умирали за Родину
Теория
Начало Великой Отечественной войны. Подвиги во имя победы! Коренной перелом в ходе
войны. Блокадный Ленинград. Победа! Победа! Победа! Вечная память и вечная слава… Ими
гордится армия и страна. Героические страницы Вов. Великие люди России: полководцы,
адмиралы. Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Практика
Практическое занятие: начало Вов, предпосылки и причины. Презентации. Доклады. Викторина
«Ими гордиться армия и страна». Конкурс стихов и рисунков. Беседа. Круглый стол. Просмотр
видеофильмов. Посещение ветеранов на дому. Посещение краеведческого музея.

История создания ВС РФ
Теория
Армия и флот в XIV-XVII вв. Армия и флот в XVIII-XIX вв. Вооруженные силы XX в.
Вооруженные силы XXI в.
Практика.
Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.
ВС РФ-защитники нашего Отечества
Теория
Виды ВС, рода войск, Предназначение. Национальная безопасность и ВС.
Практика
Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.
Патриот, он же гражданин…
Теория
Язык – приоритет государства. Верность культуре - преданность Родине. Толерантность и
межнациональные отношения. Конституция РФ-главный закон страны! Имею право знать… Я гражданин России!
Практика
Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ взаимосвязи
Конституции с международными правовыми документами. Диспут «Гражданин и обыватель».
Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.
4.4. Организационно-педагогические условия реализации программы:
учебный кабинет, компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска,
колонки, фото- и видеокамера, средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в
Интернет, электронная почта), принтер, экран.
Рекомендуется применять не только зрелищный видеоряд, созданный учителями, но и
организовывать активную работу самих учащихся по подготовке таких занятий, что делает
усвоение темы более эффективным.
Кадровое обеспечение: программу дополнительного образования реализует педагог,
имеющий высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка
4.5. Механизм отслеживания результатов освоения программы.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
 основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской
обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в
военных профессиональных учебных заведениях;
 основные военно-учётные специальности, военные профессии, основные военные
профессиональные учебные заведения Российской Федерации.
уметь: разработать совместные и личные проекты и сообщения, различать проявление героизма
в поступках и подвигах.
приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения открытых докладов по
патриотическому воспитанию в младших классах, умения применить свои знания в практической
деятельности и повседневной жизни.
Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки:
 входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
 текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины,
контрольные задания, тестирование;
 итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных,
областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.

Способы проверки ЗУН учащихся:
 начальная диагностика;
 промежуточная диагностика;
 итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
 участие в конкурсах;
 участие в выставках работ;
 защита творческих работ и проектов.
Список использованной литературы:
Список литературы для педагогов:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в
Российской Федерации»
3. Закон РФ «Об общественных объединениях»
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1998. 224 с.
5. Амосов В.А. Время наших действий. - ООО «Педагогические технологии - НН»,
2014
6. Борисова А. Школа лидера// Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 4.
7. Быкова Е.М. Время созидать.- ООО «Педагогические технологии - НН», 2013
8. Колузаева Н. Г. Организация занятий со школьным активом // Классный
руководитель. – 2006. - № 4
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль:
Академия развития, 1997. - 240с.
10. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения
игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно- методическое пособие. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – (Воспитание и дополнительное образование
детей).
Список литературы для детей:
1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых
занятий в школе. - СПб., 1992.
2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1998.
4. Программа СПО ФДО «Лидер». М.: Научно-практический центр,
5. 1992.
6. Стать лидером: сборник методических материалов /Сост. Шишова Н. В., Фимина Г.
В., Эрнепесова Н. Г. – Мн., 2006.
7. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Авт.-сост.
В.Н. Иванкова.- М.:ООО «Аквариум принт», 2005.
8. Тришкина А. «Я – лидер!»: программа// Дополнительное образование и воспитание.
– 2006. - № 4.
9. Шаповалова Н. Обучение команды актива ученического самоуправления// Народное
образование. – 2007.- № 3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».