Пояснительная записка
«Вспомни! Ты был еще ребенком,
когда мир музыки вызывал в твоем
сердце неописуемое волнение. Каждый
раз, когда музыка касалась твоих ушей,
она отдавалась в твоем сердце...
музыка может стать тем языком, с
помощью которого ты сможешь
общаться с людьми и говорить с
помощью гитары. Ты не представлял
себе, какое изумительное приключение
затеваешь!»
Робер Ж. Видаль «Искусство
гитары»
Актуальность программы
«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство
нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства
сердца и красоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы,
нравственных отношений, труда. Благодаря музыке, в человеке пробуждается
представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в
окружающем мире, но и в себе самом... Музыка -могучее средство
самовоспитания», - так высказывался о роли музыкального воспитания
замечательный педагог В.А. Сухомлинский.
Данная
программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность.
Основания для проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
•
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
•
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи»
№ 136-д от 26.02.2021
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Содержание программы в рамках дополнительного образования
предназначено не только удовлетворять уже имеющуюся у обучающихся
потребность в эмоциональных переживаниях, но и беречь и развивать в них
восприимчивость к воздействию гитарной музыки, поощрять стремление к
самовыражению посредством гитарной песни. Создавая свою песню, слушая
песни
других
авторов,
обучающиеся
приобретают
бесценный
эмоциональный духовный опыт, сопереживая и оценивая, сравнивая свои
ощущения с авторским отношением в песнях к чувствам, событиям, людям, что гораздо ценнее любых моральных наставлений и самым
непосредственным образом влияет на сферу чувств, существенно определяя
направленность формирующейся личности, ее самовосприятие, жизненные
установки, ценностные ориентации, и, через них - жизненную цель,
поведение, поступки.
Через песню обучающиеся осознают неповторимость судьбы нашего
Отечества и свою неразрывную связь с ним, историческую ответственность
за происходящее в обществе и государстве. Таким образом решаются
проблемы духовно-нравственного, историко-патриотического воспитания
детей и подростков.
Новизна программы
Особенностью данной программы, в отличие от базовых программ
музыкального воспитания детей, является ее доступность широкой детскоюношеской аудитории, возможность каждому приобщиться к музыкальному
искусству (в группы зачисляются ребята с различным уровнем музыкальных
способностей), к участию в процессе создания и восприятия музыкальных
ценностей в качестве либо автора произведения, либо исполнителя, либо
слушателя, зрителя, критика, либо в нескольких одновременно, независимо
от степени одаренности. Программа предусматривает изучение таких
разделов, как «Основы гитарного аккомпанемента», «Основы вокального
исполнительства».
Адресат программы – дети от 11 до 18 лет, увлекающиеся таким
видом творчества, как игра на гитаре.
Режим занятий.
Режим занятий по программе – 2 занятия в неделю по 1 часу.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными
особенностями детей и требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Численный состав группы – от 7 до 15 человек.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность
образовательного процесса составляет 80 часов.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей учащихся
посредством игры на гитаре.
Задачи программы:
Воспитательные
прививать гражданско-патриотическую и военно-патриотическую
позицию;
развивать коммуникативные способности, взаимоуважение,
толерантность;
воспитывать терпение и усидчивость, бережное отношение к
музыкальным инструментам;
воспитывать целеустремленность, настойчивость и умение
добиваться намеченной цели;
приобщать детей к истокам музыкальной культуры и истории
народных инструментов.
Развивающие:
развить интерес к народным и патриотическим пьесам и песням;
развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
раскрыть творческие способности;
формировать
индивидуальные
потребности
в
самосовершенствовании;
способствовать творческому развитию талантливых учеников;
Обучающие:
познакомить с правилами техники безопасности и охраны труда;
дать представление об образцах современных гитарных композиций;
обучить техническим и тактическим элементам игры на гитаре в
эстрадном стиле;
сформировать навыки коллективного исполнения репертуара;
научить выполнять индивидуальные творческие задания;
Форма организации образовательного процесса
Программа предполагает использование в работе различных форм занятий:
Групповые формы работы. Обучающиеся осваивают изучаемый
материал, отрабатывают общие для всех упражнения, проходят отработку
материала под руководством педагога.
Индивидуальные формы работы. Данная форма работы отвечает
способностям и желаниям обучающихся. Индивидуальные формы работы
проводятся с целью отработки актерского и исполнительского мастерства
(в том числе и как аккомпаниатора), соответствующих уровню
подготовленности детей. Работа ведется так, что, получая общие знания и
навыки, учащийся имеет свободу в выборе репертуара.
Основной приём, используемый для активизации интереса положительный эмоциональный подход педагога к результатам позитивнойпродуктивной деятельности учащегося.
Здоровьесберегающие технологии.
На занятиях осуществляется коррекционно-оздоровительный комплекс
посредством искусства, игровой и творческой деятельности. В обязательном
порядке проводится инструктаж детей и подростков по технике
безопасности.
Работа с родителями
В периодически течении года проводятся встречи с родителями в форме
отчетных концертов воспитанников и выступлений.
Учебный план
Всего
теория
Практика
Всего
теория
Практика
Всего
III часть
обучения
Практика
II часть
обучения
теория
№
I часть
Наименование разделов
п/п
обучения
1. Введение
2
-
2
1
1
2
-
2
2
Основы гитарного
2. аккомпанемента и теории
музыки
14
34 48 14 34 48
4
14 18
3.
Основы вокального
исполнительства
4
14 18
Совершенствование
4. исполнительского
мастерства
6.
18 60 78
Изучение жанра
авторской песни
7. Актерское мастерство
Итого:
6
2
4
6
80
6
2
6
8
80
80
Содержание программы первой части обучения.
Раздел: «Введение» 2 часа
Теория — 2 часа.
Знакомство с группой, мини-концерт педагога.
Раздел: «Основы гитарного аккомпанемента и теории музыки»
48 часов
Теория – 14 часов, практика - 34 часов.
Тема: «Основные сведения об инструменте».
Теория - 1 час. Практика - 1 час.
История, устройство гитары, обозначение ладов, струн, строй гитары,
принципы настройки. Настройка гитары, посадка исполнителя, положение
гитары и расстановка рук.
Тема: «Элементарная теория музыки»
Теория -3 часа. Практика -3 часа.
Понятие о музыкальном звуке, его свойства (высота, громкость, тембр).
Буквенные обозначения звуков, аккордов. Мажорные и минорные трезвучия.
Главные трезвучия лада. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Средства
музыкальной выразительности: темп, ритм, динамические оттенки, штрихи.
Мелодия, ее анализ и интонационный язык.
Тема: «Освоение приемов звукоизвлечения»
Теория - 4 часов. Практика- 7 часов.
Принцип постановки правой и левой рук. Обозначение пальцев.
Способы извлечения звука. Арпеджио. Приемы игры щипок сверху вниз и
снизу вверх. Баррэ, его виды и обозначение. Упражнения на выработку
правильной постановки рук и движений пальцев. Первоначальные действия
большого пальца правой руки. Чередование среднего и указательного
пальцев. Последовательные действия большого, среднего и указательного
пальцев правой руки. Упражнения для развития техники левой руки.
Разучивание приемов: 4-х-, 6-ти-, 8-ми-звучные арпеджио (перебор), басаккорд на 2, 3, 4 доли. Аккорды с баррэ, упражнения для их освоения.
Тема: «Изучение аккордов»
Теория - 4 часа. Практика - 8 часов.
Буквенные обозначение мажорных, минорных аккордов, септаккордов
и их схематическое изображение в 1-й позиции, с баррэ. Разучивание
аккордов
в
изученных
тональностях.
Проигрывание
различных
последовательностей аккордов разными приемами и видами аккомпанемента
(арпеджио, бас аккорд и т.д.), упражнения на отработку быстрой
перестановки аккордов и чистоту звучания.
Тема: «Отработка аккомпанемента».
Теория -2 часа Практика- 15 часов.
Разбор, анализ и заучивание наизусть аккордовых последовательностей
в изучаемых песнях, подбор вида аккомпанемента. Работа по преодолению
встречающихся трудностей (технических, ритмических, динамических и
т.д.).
Раздел: «Основы вокального исполнительства»
18 часов
Теория -4 часов; практика -14 часов.
Тема: «Выработка основных вокально-хоровых навыков»
Теория - 1 час. Практика - 3 часа.
Механизм дыхания. Правильная певческая установка. Мембраннодиафрагматическое дыхание. Роль правильного распределения дыхания при
работе над фразировкой песен. Понятия: «певческая дикция», «артикуляция»,
«чистота интонирования», «унисон». Артикуляционные приемы. Штрихи и
динамические оттенки, как средства музыкальной выразительности в
вокальном жанре. Упражнения на развитие певческого дыхания, правильного
звукообразования,
артикуляции,
дикции,
чистоты
интонирования.
Особенности произношения гласных и согласных звуков. Распевки, попевки,
приемы звукоподражания, пение различными штрихами (легато, нон легато,
стаккато).
Тема: «Основы сольного пения»
Теория -2 часа. Практика - 6 часов.
Определение диапазона голоса. Подбор рабочих тональностей. Разбор песни,
определение ее содержания, формы, приемы для передачи ее настроения,
образа. Особенности мелодии (направление, развитие, кульминация). Связь
поэтического и музыкального образов. Определение средств музыкальной
выразительности для передачи характера и смыслового содержания песни.
Тема: «Основы ансамблевого пения»
Теория -2 часа. . Практика - 6 часов.
Принципы двухголосного пения Особенности ансамблевого исполнения:
строй, уравновешенность звучания, темповой, ритмический, динамический и
интонационный ансамбль. Вокальные партии. Упражнения на развитие
гармонического слуха (двухголосные). Расклад мелодии песни на голоса,
заучивание вокальных партий и работа над чистотой интонирования и
ансамблевого строя.
Раздел: «Изучение жанра авторской песни»
Теория -2часа, практика — 1 часа.
3 часа.
Тема: «Знакомство с жанром авторской песни»
Теория - 2 часа. Практика - 1 час
Истоки жанра, его основоположники. Этапы развития авторской песни. Ее
значение в современной музыкальной культуре. Прослушивание
классических авторских песен в исполнении педагога.
Раздел: «Актерское мастерство»
6 часов
Теория - 2 часа, практика — 4 часа.
Тема: «Развитие творческого воображения»
Теория - 1 часа. Практика - 3 часа.
Роль творческого воображения в создании песенного образа. Словарь
настроений и эмоций.
Тема: «Сценическое поведение»
Теория - 1 час. Практика - 3 часа.
Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах. Пути преодоления
психологических комплексов. Внешний вид и настроение исполнителя.
Правила хорошего тона. Средства общения с аудиторией.
Содержание программы второй части обучения.
Раздел: «Введение» 2 часа
Теория -1 час. Практика- 1 час
Подведение итогов за пройденную первую часть, планирование
дальнейших занятий.
Концерт «Гитара по кругу».
Раздел: «Основы гитарного аккомпанемента и теории музыки» 48 часов
Теория – 14 часов, практика - 34 часов.
Тема: «Основные составляющие песенного аккомпанемента и теории
музыки»
Теория - 8 часов. Практика - 10 часов.
Повторение уже изученных музыкальных теоретических сведений. Виды
аккомпанемента, приемы звукоизвлечения. Буквенные обозначения
аккордов, их схемы, построение. Виды 2-х, 3-х, 4-х-дольного
аккомпанемента. Аккомпанемент вальса, марша, польки, румбы, боса новы.
Приемы украшения аккомпанемента: использование мелодической линии
баса, мелизмов (форшлаг, глиссандо, флажолеты, арпеджио и др.) приемы
глушения струн. Буквенные обозначения мелодических ходов в
аккомпанементе.
Повторение аккомпанемента песен, изученный за первый год обучения.
Отработка изученных приемов и способов звукоизвлечения, подбор
аккомпанемента на слух с применением украшений, мелодических
проигрышей и басовых ходов, гармонизация мелодии. Разучивание
аккомпанемента новых песен.
Тема: «Основы теории музыки»
Теория- 7 часов. Практика- 10 часов.
Повторение музыкальных понятий, изученных за первый год обучения:
буквенные обозначения аккордов, трезвучий, септаккордов; анализ мелодии
и ее интонационного языка; знаки альтерации. Тональность.
Повторение пройденного: определение на слух мажорного и минорного лада,
трезвучий. Построение аккордов от звука. Анализ зависимости характера
песни от лада, ритма, темпа, динамики, штрихов. Транспонирование
аккордовых последовательностей, аккомпанемента песен. Упражнения на
развитие музыкального слуха.
Тема: «Совершенствование техники аккомпанемента»
Практика - 15 часов.
Упражнения на развитие техники пальцев и преодоление технических
трудностей в новых приемах и видах аккомпанемента. Работа над
выразительным исполнением мелодических проигрышей, соответствием
характера аккомпанемента содержанию песни.
Раздел: «Основы вокального исполнительства» 18часов
Теория -4 часов, практика - 14 часов.
Тема: «Развитие певческого аппарата»
Теория - 2 часа. Практика -6 часов.
Повторение основ правильной певческой установки (положение тела,
дыхание, артикуляция, дикция, особенности произношения гласных и
согласных звуков). Пение без сопровождения. Анализ мелодии и ее
фразировка. Транспонирование и модуляция в вокале.
Упражнения на дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования. Распевки,
попевки, вокализы, гаммы (восходящие и нисходящие). Упражнения с
использованием разных видов двухголосия.
Тема: «Подбор репертуара, разбор и анализ песни»
Практика -3 часа.
Определение диапазона голоса и рабочих тональностей. Подбор
разучиваемых песен по их содержанию, форме. Фразировка, кульминация,
направление мелодии, роль аккомпанемента, средств музыкальной
выразительности для передачи смыслового содержания текста. Определение
технически сложных мест и преодоление технических трудностей.
Тема: «Сольное и ансамблевое пение»
Теория -3 часа. Практика - 6 часов.
Особенности
ансамблевого пения. Функция солиста. Декламация.
Речитативные вставки. Виды двухголосия. Расклад песни на двухголосные
партии. Средства музыкальной выразительности в вокальном искусстве.
Заучивание вокальных партий, работа над чистотой интонирования.
Ансамблевое и сольное исполнение песен с применением модуляции. Работа
над согласованностью всех исполнительских компонентов. Подготовка
концертных программ. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам.
Раздел: «Актерское мастерство» 6 часов
Теория — 2 часа, практика — 4 часов.
Тема: «Создание песенного образа»
Теория - 1 час. Практика - 4 часа.
Песня - маленький спектакль. Выразительные средства для создания
песенного образа. Текст, виды текстов, опорные слова. Устное исполнение
произведения. Драматургия песни. Дикция - основа выразительности.
Работа над созданием песенного образа, выступление на сцене.
Тема: «Работа с аудиторией»
Теория - 1 час. Практика - 2 часа.
Пути преодоления страха публичного выступления. Самоконтроль. Обратная
связь. Как привлечь интерес слушателей.
Содержание программы третьей части обучения.
Теория-18 часов. Практика —60часа.
Тема: «Ансамблевая игра»
Теория - 3 часа. Практика- 10 часов.
Принципы ансамблевой игры.
Распределение партий и определение
функции каждой в данном произведении.
Отработка слаженности ансамбля, работа над музыкальным произведением
по преодолению технических трудностей, над выразительностью
исполнения.
Тема: «Аранжировка и инструментовка песен»
Теория - 3 часа. Практика- 10 часов.
Характеристика понятий «аранжировка», «инструментовка». Цель их
применения. Использование различных музыкальных инструментов (флейта,
кастаньеты, губная гармошка и т.п.)
Практика- 10 часов.
Использование аранжировки, инструментовки в песенном аккомпанементе.
Импровизация, творческие задания. Подбор музыкального сопровождения к
собственным поэтическим текстам.
Тема: «Сольное пение»
Теория - 6 часов. Практика - 20 часов
Повторение
основных
понятий
в
вокально-хоровом
искусстве.
Определение
индивидуальных особенностей исполнителя. Приемы
совершенствования вокальной техники. Методы преодоления технических
сложностей в вокальном исполнении..
Совершенствование вокальной техники (упражнения, распевки). Работа над
индивидуальным репертуаром исполнителя. Этапы работы над песней.
Тема: «Вокальный ансамбль»
Теория -6 часов. Практика - 20 часов.
Ансамблевый унисон, двух-, трехголосное пение. Контроль за качеством
звука. Метод записи на диктофон рабочего материала. Этапы
самостоятельной работы вокального коллектива над концертным
репертуаром.
Практическая работа над развитием вокальных данных, ансамблевого
единства, выразительного исполнения. Работа над песенным репертуаром и
подготовка концертных программ.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
ыражении и самореализации, социальном признании;
ивации к самосовершенствованию;
енности за качество своей деятельности.
Метапредметные результаты:
исполнении учебного репертуара;
окружающих;
ять итоговый и пошаговый контроль своей творческой
деятельности;
на основе самооценки;
исполнения композиции, планировать свои действия.
Предметные результаты:
выразительности и правил исполнения композиций, усвоенных способах
действий;
гитары;
собственный аккомпанемент, а также в своей импровизации;
концертах.
Материально-техническое обеспечение
Занятия должны проходить в светлом, хорошо проветриваемом
помещении, просторном и оснащенном стульями – актовый зал.
Оборудование:
электроакустические
гитары
и
комбоусилитель,
соединительные провода, барабанная установка.
Кадровое обеспечение
Программу дополнительного образования реализует педагог, имеющий
высшее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка.
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы.
Форма предварительного контроля:
устный опрос.
Формы текущего контроля:
наблюдение;
устный опрос;
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тестирование.
Формы промежуточного контроля:
просмотр - прослушивание умений и навыков исполнения песен и пьес.
Формы подведения итогов реализации образовательного процесса (по
завершению процесса обучения):
выполнение индивидуальных творческих заданий;
участие в выездных мероприятиях;
итоговые и открытые занятия;
участие обучающихся в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом
каждое занятие в процессе наблюдения за деятельностью учащихся. Также в
процессе каждого занятия учащимися осуществляется самоконтроль и
взаимоконтроль. Лучшие гитаристы и ансамбли участвуют в районных и
городских конкурсах и мероприятиях.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической
карте два раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апрелемае (итоговый этап). Заполнение диагностических карт осуществляется
согласно критериям, самостоятельно разработанным педагогом на каждый
год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу
оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его
коррекцию и доработку.
Чтобы достичь поставленной цели программы, используются
разнообразные методы обучения и формы организации и проведения
занятий.
Методические материалы
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Основная форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий:
учебное занятие,
беседа,
репетиция,
мастер-класс,
открытое занятие,
выездное мероприятие.
Основная форма проведения занятий – учебное занятие.
Методы обучения:
по источнику знаний:
словесный (рассказ, беседа, анализ проделанной работы);
наглядный (показ приемов игры на гитаре, исполнение под фонограмму,
наблюдение);
практический (упражнения на звукоизвлечение, работа над техникой,
освоение новых приемов игры, творческие задания).
по деятельности педагога:
объяснительно-показательный: дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
репродуктивный: учащиеся закрепляют полученные знания и освоенные
способы практической деятельности на гитаре.
методы диагностики результата:
метод контрольных тестов;
диагностическая беседа;
контрольный опрос;
педагогическое наблюдение;
смотр знаний, умений, навыков;
конкурс, учебный концерт.
используемые педагогические технологии по преобладающему методу:
объяснительно-показательные;
развивающие;
творческие;
по подходу к ребенку:
личностно-ориентированные;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания
Список литературы, используемой педагогом в своей работе
1. Арзуманов С. Домашняя студия гитариста. Учебное пособие. – М.,
Издатель Смолин К.О., 2007. -208 с.
2. Кара А.Ф. Секреты виртуозной игры. Учебное пособие. – СПб:
Композитор, 2012. – 28с.
3 Квинт И. Компьютер в помощь гитаристу. Самоучитель. – СПб: Питер,
2007.- 256 с.
4. Колосов В.М. Ансамбли для шестиструнной гитары. Сборник.- М.,
Крипто-Логос, 1996.-48с.
5.ЛазаревВ.А. Современность, гитара, молодежь. Статья в сборнике статей,СПб:Правительство
Санкт-Петербурга,
Комитет
по
молодежной
политике,2012.-19с.
6. Ламзин И., Пастернак Ю. Школа игры на электрогитаре. Самоучитель. М., Этерна, 2012.- 392 с
7. Мольков К.И. Перевод. Школа игры на гитаре. Самоучитель. – М.,
«Эксмо», 2009.-256с.
8. Руксби Р. Как писать песни под гитару. Сборник.- Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2010.-239с.
9. Стрелецкий С. Популярный учебник композиции или как сочинять песни.
Учебное пособие. – М., Издательский Дом Катанского, 2006. – 96 с.
10. Флеминг Т. Играй Как Профи. Самоучитель. – М., Издатель Смолин К.О.,
2008.-46с.
Список литературы, рекомендованной учащимся
1. Агеев Д.В. Песенник гитариста. Сборник.- СПб: Питер, 2015.-96с.
2. Агеев Д.В. Рок на акустической гитаре. Самоучитель. – СПб: Питер, 2014.128 с..
3. Агеев Д.В. Самоучитель игры на электрогитаре.- СПб: Издательство
«Питер», 2017.-160с.
4. Андреев А.В. Начальный курс игры на гитаре для детей. Учебнометодическое пособие. – Минск: Букмастер,2015.-80с.
5. Капоне Ф. Играй, как великие рок - гитаристы. – М: Издательство
«Эксмо»,2012.- 192с.
6. Катанский В. Учимся играть РОК на гитаре. Пособие.- М., Издательский
Дом Катанского, 2009.-47л.
7. Поплянова Е. Путешествие на остров гитара. Альбом.- СПб:
Композитор,2006.-75с.
8. Романенко В. Азбука рок-н-ролла. Пособие .- М.: издатель Смолин К.О.,
2006.-48с.
9. Сенюрин Е. Ритм-гитара и лучшие ритмы планеты. Пособие. СПб,
Композитор, 2002.-87с.
10. Соколова Л.В. Чтение нот. Пособие для начинающих.- СПб:
Композитор,1996.-34с
11. Стетина Т. Соло-гитара в стиле «Heaviy Metal». Аудиошкола.- М., ГИД,
1994.-110с.
12.Стетина Т. Ритм-гитара в стиле «Heaviy Metal». Аудиошкола.- М., ГИД,
1994.-110с.