1
Пояснительная записка
Направленность программы «Юнармеец» - социально-гуманитарная
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную
военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики
военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных
частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране,
дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и
ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медикосанитарной подготовке, по основам тактической подготовки
Актуальность программы.
Программа кружка «Юнармеец» является частью патриотического воспитания. В
настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как
патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее
завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной
политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании».
Основания для проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования
2
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных
возможностей программы кружка заключается в развитии у воспитанников гражданского
отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как
здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества.
Данная программа помогает выработать быстроту, ловкость, выносливость,
находчивость,
настойчивость,
смелость
и
мужество,
коллективизм
и
дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре
происходит одновременно с общественно-политическим, умственным, нравственным и
художественно-эстетическим развитием.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из
основ их духовно-нравственного развития.
Адресат программы: учащиеся 11-17 лет, не имеющие ограничений по состоянию
здоровья.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (60 минут).
Наполняемость группы: число детей, одновременно находящихся в группе от 7 до
30 человек.
Общий объем ОП: программа рассчитана на 35 часов в год.
Срок реализации: 1 (один) год.
Цель программы – совершенствование гражданского и патриотического
воспитания детей подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных
Силах.
Задачи:
обучающие
1.
Обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ.
2.
Формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного
отношения к Вооружённым Силам Российской Федерации и военной профессии. Военнопрофессиональная ориентация юношей на выбор профессии офицера;
развивающие
1.
Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности,
дисциплинированности.
2.
Формирование потребностей в самопознании, самореализации.
3.
Расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
воспитательные.
1.
Воспитание патриотических чувств, привитие любви к своей Родине, её
культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
2.
Воспитание
качеств
коллективизма,
товарищества,
взаимопомощи. Формирование гражданственности, патриотизма.
3.
Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу,
дому.
3
4.
Воспитание
социальной
активности;
гражданской
позиции;
культур общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни.
5.
Пропаганда здорового образа жизни.
6.
Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение
её к систематическим занятиям физической культуры и спорту.
Работа кружка «Юнармеец» может стать воспитывающей, развивающей
деятельностью для школьников, помочь в организации работы по воспитанию патриотизма.
Работа кружка представляет собой совместную учебно – познавательную,
творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и
способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде
пожарной безопасности.
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Теория Практика
Всего
Военно-историческая подготовка
Огневая подготовка
Основы военно-технической и
специальной подготовки
Строевая подготовка
Топографическая и туристическая
подготовка
Прикладная физическая подготовка
Медицинская подготовка
Средства индивидуальной защиты
ИТОГО
6
2
1
2
6
3
8
8
4
1
1
5
1
6
2
1
1
0,5
15,5
2
1
0,5
21,5
4
2
1
35
Календарный учебный график
сентябр
ь
4
3
1
октябр
ь
5
3
2
ноябр
ь
4
2
2
декабр
ь
4
2
2
январ
ь
3
1
2
феврал
ь
4
2
2
мар
т
4
1
3
апрел
ь
5
1
4
ма
й
4
занятий
теория
практик
4
а
Освоение Программы организовано в соответствии с календарным учебным графиком
МАОУ СОШ №80 на 2022-2023 учебный год:
1.Начало учебного года – 1 сентября 2022года
Окончание учебного года – 31 мая 2023 года
2.Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 учебные недели
2-11 классы – 34 учебные недели
3. Сроки и продолжительность учебного года по четвертям:
1 четверть – с 02,09.2022 по 28.10.2023г. (8 учебных недель)
2 четверть – с 07.11.2022г по 30.12.2023г. ( 8 учебных недель)
3 четверть – с 09.01.2023г. по 24.03.2023г (10 учебных недель, 1 класс - 9 учебных недель)
4
4 четверть – с 03.04.2022г по 31.05.2023г (9 учебных недель)
4. Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы: с 29.10.2019г. – 06.11.2021г (10 календарных дней)
Зимние каникулы: с 31.12.2019г по 08.01.2022г (13 календарных дней)
Весенние каникулы: с 25.03.2020г по 02.04.2022г (9 календарных дней)
Летние каникулы: июнь, июль, август не менее 12 недель.
5. Нерабочие праздничные и выходные дни:
4 ноября - День народного единства;
31декабря, 1- 8 января - Новогодние каникулы;
23 февраля - День защитника Отечества;
24 февраля – выходной день,
8 марта – Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
8-9 мая - День Победы;
Содержание учебного плана
Тема 1. Военно-историческая подготовка (8 часов)
Теория:
С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их
Вооруженных Сил. Дни воинской славы России. Профессия – Родину защищать. Закон «О
воинской обязанности и военной службе». Полководцы и народные герои Великой
Отечественной войны. Дети-герои Великой Отечественной войны. Просмотр кинофильма
«Брестская крепость». Герои Афганской войны. Герои мирного времени.
Практика: Встреча с воинами-ветеранами. Занятия «Войсковые звания».
«Государственные награды РФ».
Раздел 2. Огневая подготовка (8 часов)
Теория:
Вооружение и боевая техника ВС РФ. Общее устройство и принцип работы
стрелкового оружия.
Практика:
Приемы и правила стрельбы. Производства стрельбы. Правила стрельбы из
малокалиберной винтовки. Подготовка и проведение военной спортивной игры «Зарница»,
«Орленок».
Раздел 3. Основы военно-технической и специальной подготовки (4 часа)
Теория:
Ученые и конструкторы оружия Победы. Назначение и боевые свойства автомата
Калашникова.
Практика:
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
Раздел 4. Строевая подготовка (6 часов)
Теория:
Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф.
Практика:
Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. Развернутый строй отделения.
Одиночная строевая подготовка.
Строевая подготовка отделения. Смотр строевой подготовки.
Раздел 5. Топографическая и туристическая подготовка (2 часа)
Теория:
5
Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по
азимуту. Топографическая карта. Условные знаки.
Практика:
Определение азимутов по карте. Разведение костра и установка палатки,
туристические узлы.
Раздел 6. Прикладная физическая подготовка. (4 часа)
Теория:
Упражнения для развития общей выносливости.
Практика:
Тренировка в преодолении полосы препятствий по элементам. Силовая подготовка.
Упражнения для развития силы мышц. Элементы рукопашного боя.
Раздел 7. Медицинская подготовка (2 часа)
Теория:
Правила и приемы оказания первой медицинской помощи.
Практика:
Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка «раненых»
Раздел 8. Средства индивидуальной защиты (1 час)
Теория:
Радиационная, химическая, биологическая защита.
Практика:
Игра «Школа выживания».
Работа кружка «юнармеец» имеет практико-ориентированную направленность. В
планировании деятельности учитываются мероприятия Юнармейского движения
г.Екатеринбурга.
Планируемые результаты освоения программы:
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
туристический подготовки , собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать
причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в
том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли
Личностные результаты обучения:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предметные результаты:
В результате посещения на занятии кружка учащиеся должны
знать:
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные
символы Российской Федерации.
уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций
по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную
безопасность;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением
воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка
автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
7
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к
военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе
террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности
в соблюдении норм здорового образа жизни, владению навыками в области гражданской
обороны, формированию психологической и физической готовности к прохождению
военной службы по призыву.
Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени
сложности, исходя из результатов диагностики и стартовых возможностей каждого
ребенка.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех школьных и
муниципальных мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов,
выступление перед учащимися школы.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы: учебный кабинет,
спортивный зал, компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, колонки,
фото- и видеокамера, средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в
Интернет, электронная почта), принтер, экран, СИЗ (средства индивидуальной защиты),
набор для оказания медицинской помощи, учебная модель автомата Калашникова,
винтовка, набор для туристической подготовки (палатка, топографическая карта, компас,
канаты/веревки туристические).
Кадровое обеспечение: программу дополнительного образования реализует
педагог, имеющий высшее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка.
Методические материалы: разработки уроков, пособия по оказанию первой
помощи, плакаты, обучающие фильмы.
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и девушкив
возрасте 11 – 16 лет, количество обучающихся в группе до 15 человек, набор детей в группу
– свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные, продолжительность занятий
– 60 минут.
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
участие в школьных и муниципальных мероприятиях по данному направлению,
участие в конкурсах различного уровня по данному направлению,
выпуск агитационных листов,
показательные выступление перед учащимися школы на мероприятия к 23 февраля и 9
мая,
тесты по теоретическим блокам программы.
Список литературы
Для педагога:
1.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.:
Провящение,1985.
2.
Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных
школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.:
Энергоатомиздат,1986.
8
3.
Закон "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
4.
Конвенция о правах ребенка. (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
5.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12.12. 1993г.
6.
О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619.
7.
О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо
Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86.
8.
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
годы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761.
9.
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России от 18 апреля
2008 г. N АФ-150/06.
10.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный
закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
11.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.
12.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и
документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М.,
Просвещение, 2004;
13.
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и
документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М.,
Просвещение, 2004;
14.
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М.,
Дрофа, 2004.
15.
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных
учреждений, -М., Просвещение, 2008;
16.
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений, -М., Просвещение, 2008;
17.
Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. « Основы безопасности жизнедеятельности»:
учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение,
2012;
18.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
19.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных
учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
Для учащихся:
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль,
1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке
солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
9
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат
1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных
заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт,
1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для
преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности.
Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. –
Алматы. Рауан. 1994.
10