Хореография (1)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать
на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из
основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности.
Актуальность
Основания
для
проектирования
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования
• Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Актуальность дополнительной образовательной программы «Современная
хореография» обусловлена тем, что в школьные годы закладываются основы здоровья,
гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется
его личность.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является
2

художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Знакомство с различными
направлениями, историей и географией танца,
прослушивание
ритмичной
танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец
выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с
окружающим миром.
Программа обеспечивает формирование общей культуры личности, индивидуальной
танцевальной культуры, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям,
подготовку молодежи к творческому и художественно приемлемому потреблению в сфере
массовой танцевально-музыкальной культуры, воспитание культуры повседневного досуга.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том,
что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах,
воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо
словесных пояснений. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные
танцам, способствуют общему развитию: коррекции недостатков физического развития,
общей и речевой моторики, эмоционально волевой сферы, воспитанию положительных
качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому
воспитанию. Эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений – музыкально совершенствуя психические функции
(мышление, память, внимание, восприятие).
Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая
окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания,
запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных
фраз.
Проблема построения модели образовательного процесса с включением
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в
частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно
актуальной.
Данная программа включает в себя изучение хип-хопа, классического и современного
эстрадного танца, что стимулирует интерес воспитанников к танцевальному искусству и
расширяет их кругозор.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений,
формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление обучающихся с
источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с
укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом
мелодий. Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание.
Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны
быть доступной, будь то народные мелодии или произведения современных авторов.
Адресат: учащиеся в возрасте 11-18 лет, не имеющие ограничений по состоянию
здоровья.
Режим занятий:5 раз в неделю по 1 часу.
Число детей, одновременно находящихся в группе: минимальная наполняемость
группы – 7 человек, максимальная наполняемость – 15 человек.
Общий объем ОП: 350 часов
Цель –создание условий для раскрытия художественно творческих способностей
подростка в процессе освоения языка современного танца.
Задачи:
Образовательные:
 вводить обучающихся в мир культуры, хореографического искусства и
современного танца;
 знакомить обучающихся с различными видами танцев;

3

 приобщать обучающихся к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный
опыт

 знакомить обучающихся с различными танцевальными компонентами.
Развивающие:
 развивать специальные способности (силу, координацию движений, выносливость,
выразительность, эмоциональность), совершенствовать
исполнительскую деятельность;
 развивать способности к импровизированному танцу, приобретению собственной
манеры исполнения на основе навыков выразительного, эмоционального движения,
свободного владения своим телом, умение передавать характер музыки.
 Создать условия для развития творческой активности обучающихся, участвующих
в танцевальной деятельности
 совершенствовать артистические навыки обучающихся в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Воспитательные:
 формировать художественный вкус, эстетическое восприятие действительности;
 формировать ценностное отношение к искусству, своему здоровью;
 формировать ценностное отношения к себе и другим людям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа художественной направленности рассчитана на два года обучения.
Базовый уровень.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной программе – 13-18 лет. Набор обучающихся объединение
осуществляется по желанию без специального отбора.
Занятия в объединении проводятся по группам и коллективно. Количество
обучающихся в группе – не более 15 человек.
Мы не ставим своей целью вырастить профессиональных танцовщиков, но раннее
профессиональное самоопределение дает большие возможности при дальнейшем выборе
профессии, повышает самооценку ребенка, формирует умение распределять свое время.
Занятия в объединении проводятся по группам и коллективно. Данная программа
разделена на 2 модуля:
1модуль (первый год обучения) – «Танец как особый вид пластического искусства»
«Танец как особый вид пластического искусства» (первый год обучения)
Данный этап программы предназначен для подростков 11-13 лет, не имеющих
начального хореографического образования, и представляет собой некий экспресс-курс
знакомства с азами и основами современной хореографии. Программа первого года
обучения состоит из следующих разделов: «Азбука музыкального движения»,
«Классический танец», «Эстрадный танец», «Хип-хоп». Кроме того, уже на этапе первого
года обучения предполагается концертно-творческая деятельность.
2модуль (второй год обучения) – «Основы и принципы хореографии»
«Основа и принципы хореографии» (второй год обучения)
Базовый этап программы, рассчитан на один год и предназначен для подростков 1418 лет второго года обучения по данной программе. На данном уровне обучения к основным
разделам добавляется раздел «Модерн». В процессе занятий обучающие получают
определенные навыки на уровне их применения, а также в их сознании формируется
представление о хореографическом искусстве.
В программе «Современная хореография» для обучающихся используются те
тематические музыкальные произведения, которые способствуют наиболее яркому
раскрытию способностей детей, обучающихся в объединении, при этом учитываются их
интересы.
4

Содержание разделов образовательной программы представлено в виде тематических
циклов.
Формы проведения занятий:
Реализация программы осуществляется на теоретических и практических занятиях.
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме показа движений с
разъяснением и комментарием. Практические занятия включают изучение и закрепление
техники выполнения упражнений. Они проводятся в целях закрепления и
совершенствования умений и навыков, практических действий.
Формы занятий:
 обучающее занятие
 тренировочное занятие
 коллективно-творческое занятие
 индивидуальное занятие
 музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о
музыке)
Кроме того, предусмотрены такие формы занятий как: выступление на сцене,
концерты, фестивали, конкурсы различных уровней.
Структура занятий:
 Подготовительная часть (разминка)
 Основная часть (повторение знакомого и разучивание нового материала)
 Заключительная часть (закрепление нового материала)
Учебный план
1 год обучения

«Танец как особый вид пластического искусства»
№
Тема
1
2
3
4

Азбука музыкального движения
Элементы классического танца
Элементы эстрадного танца
Творческая и концертная деятельность
ИТОГО

Количество часов
Теория Практика
Всего
2
2
2
3
9

10
54
54
48
166

12
56
56
51
175

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (1 год обучение)
Раздел 1. Азбука музыкального движения
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Данный цикл занятий начинается со
вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются
основные правила этики, безопасности и гигиены. Творческое знакомство. «Даются
понятия: танец, темп, ритм. Игра «Давайте знакомиться». Характер музыкального
произведения. Характер музыки (весёлая, грустная). Формирование ритмичности (умение
воспринимать ритм) Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4.
Практика: Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Музыкальные
жанры Знакомство с основными жанрами музыки и её отличительными чертами. Марш,
песня, танец. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкальнопространственные упражнения. Такт. Сильная и слабая доли. Чередование такта.
Танцевальная музыка. Вступительные аккорды. Музыкальная структура движения:
половинный каданс - полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. 5

Музыка с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном
и среднем темпе. Заключительные аккорды.
Ритмический рисунок. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа,
метроритма, размеров 2/4; 3/4.
Раздел 2. Элементы классического танца
Теория: Классический экзерсис. Специфика танцевального шага и бега. Начало
тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры,
выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов. Позы классического танца. Основные позы и позиции классического танца, как
основа хореографии. Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и
ан дедан, эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах
классического танца.
Практика: Закономерности координации движений рук головы в пор де бра. Позиции
рук: подготовительное положение, I. Позиции рук II, III. Позиции рук - подготовительная,
1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной
рукой, стоя боком к станку. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III. Позиции
рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног),
затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Поклон по I позиции. Постановка корпуса.
Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной
выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Позиции ног (1,2,).
Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась
за станок одной рукой). Позиции ног - по 1, 2. Позиции ног (3,5). Постановка корпуса (в
выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной
рукой). Позиции ног
- по 3, 5. Позиции ног (1,2,3,5). Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к
станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1, 2, 3, 5.
Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной
выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Деми-плие (1,2,3,5)
позиции. (Музыкальный размер ¾). Складывание, сгибание, приседание, развивает
выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й
позициям. Батман тандю. Движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене,
подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад). Деми рон де жамб пор тер.
Круговое движение, развивающее подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к
станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в
сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье. Положение ноги, сюр ле ку де
пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и
подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются
опорной.
3. Элементы эстрадного танца
Теория: Особенности эстрадного танца. Характерные черты эстрадного танца,
исполнение основных его элементов движений. Музыкально-ритмическая характеристика
танца Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народносценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. д. Рождение
искусства танца. Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении.
Практика: Практические упражнения на развитие музыкальности. Направление
движения танца. Позиции рук. Знакомство с особенностями движений и характера танца, с
правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы. Правильность выполнения движений и
синхронность выполнения движений под музыку. Эстрадный танец. Контактная
импровизация. Основы техники release. Совмещение в единое целое танцевальной пластики
и окружающего пространства, чувство партнёра, коллектива и себя в коллективе как
единого целого. Работа головы в современном танце. Разминка на середине зала: работа
6

головы, плеч, средней части корпуса и бедер, коленей, стоп, паховые и боковые растяжки.
Разучивание танцевальных комбинаций и составление танцевального номера.
Раздел 4. Творческая и концертная деятельность
Практика: Постановка концертных номеров ко Дню матери. Постановка
танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с
группами исполнителей. Отработка концертных номеров ко Дню матери. Индивидуальная
работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с солистами.
Понятие «хореографический стиль». Этюды и игры с
«внутренней бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие» и т.п. Репетиция
ко Дню матери Репетиционный процесс. Сводные репетиции - при участии всех возрастных
групп в танцевальном зале, на сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене.
Освоение заданного сценического пространства. Правила поведения на сценической
площадке. Организация и подготовка выступления. Концерт ко Дню матери. Участие в
концерте. Элементы актёрского мастерства.
Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. Грим, костюм, причёска.
Постановка номеров к новогоднему спектаклю. Изучение художественных задач,
поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств.
Отработка номеров к новогоднему спектаклю. Подбор прически и головного убора.
Аксессуары - их роль в хореографической композиции. Поиск новых изобразительных
средств. Репетиция новогодних спектаклей. Репетиционный процесс. Сводные репетиции при участии всех возрастных групп в актовом зале, на сцене. Прогонные репетиции всей
программы на сцене. Освоение заданного сценического пространства. Новогодние
спектакли. Участие в спектаклях к новому году. Постановка концертных номеров к 8 марта.
Постановка танцевальных номеров.
Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей,
отработка движений, техника исполнения. Отработка концертных номеров к 8 марта.
Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с
солистами. Понятие «хореографический стиль». Репетиция к 8 марта. Репетиционный
процесс. Организация и подготовка выступления. Постановка танца, Концерт к 8 марта.
Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие
актерских способностей..
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ первого года обучения
Метапредметные результаты:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
-умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно
сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других
видов.
Личностные результаты:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
7

индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Предметные результаты:
по окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать:
 что такое танец, его виды;
 ритмическую основу и структуру музыкальных произведений;
 современные формы, стили и техники танца;
 характерные особенности классического, народного и эстрадного танца;
 характерные особенности различных танцевальных стилей, их отличия;
уметь:
 выполнять упражнения подготовительного комплекса:
 упражнения натянутой и сокращенной стопой, сгибанием и разгибанием
коленного и тазобедренного сустава;
 упражнения, способствующие растяжению мышц и связок всего
опорнодвигательного аппарата;
 упражнения, способствующие укреплению и развитию мышц и связок, суставов
в танцевальных «позициях», в выворотных положениях;
 упражнения на координацию движений рук и ног, корпуса, головы;
упражнения на развитие музыкальных способностей.
 выполнять простейшие танцевальные шаги, «дорожки»;
 выполнять простейшие прыжки и сочетания прыжков;
 выполнять танцевальные комбинации (на 16 тактов, 32 такта и более) в ансамбле
и соло;
 исполнять танцевальные композиции, соответствующие возрасту и уровню
подготовки.
 танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и
музыкальные фразы;
 воспринимать и передавать в движении образ;
 импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные;
 различать стили и направления в современном танце в музыкальной культуре
УЧЕБНЫЕ ПЛАН (2 год обучения)

«Основа и принципы хореографии»
№
Тема
1
2
3
4
5

Азбука музыкального движения
Элементы классического танца
Элементы модерна
Танцевальные комбинации, этюды,
импровизация
Творческая и концертная деятельность
Итого

Количество часов
Теория Практика
Всего
2
2
2
2

12
38
44
29

14
40
46
31

2
10

42
165

44
175

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
8

Второй год обучения
Раздел 1. Азбука музыкального движения
Теория: Вводное занятие Техника безопасности. Техника безопасности. Партерный
экзерсис. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены. Творческое
знакомство. Вступительная беседа, в которой раскрываются цели и задачи программы,
даются понятия: танец, темп, ритм. Танцевальная игра
«Давайте знакомиться». Характер музыкального произведения. Совершенствование
ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм).
Практика: Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро,
медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстраямедленная, веселая-грустная. Музыкальные жанры. Марш, песня, танец. Знакомство с
основными жанрами музыки и её отличительными чертами. Соотнесенье
пространственных построений с музыкой. Музыкальнопространственные упражнения. Правила и логика перестроений из одних рисунков в
другие, логика поворота вправо и влево. Такт. Сильная и слабая доли. Чередование сильной
и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы
(быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы.
Стилизованная народная музыка. Акцентирование на сильную долю такта в шагах.
Вступительные аккорды. Музыкальная структура движения: половинный каданс-полный
каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Музыка с ярко выраженным
ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.
Заключительные аккорды. Ритмический рисунок. Определение и передача в движении:
характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4. Упражнения на развитие
ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с
последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три,
четыре.
Раздел 2. Элементы классического танца.
Теория: Экзерсис у станка. Постановка корпуса, постановка рук. Специфика
танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка.
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов.
Практика: Позиции ног. Постановка корпуса, рук, ног, головы. Preporation,
gemiplie, battements tendus, battements tendus с demi-plie, passe раг тегге. Demi plie по 1
позиции. (Музыкальный размер ¾) Складывание, сгибание, приседание, развивает
выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й
позициям. Grand plie по 1 позиции. Battement tendu по 1 позиции.2, 3 формы Par de bours.
Demi plie и Grand plie по 2, 5 позициям. Battement tendu simple c Demi
plieBattement tendu jete. Движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене,
подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1,
3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад). Проучивание перегибов
корпуса: в сторону, назад, вперед. Grand Battement. Экзерсис на середине зала.
Подготовительное движение руки (preparation). Постановка корпуса. Работа над мягкостью
и пластичностью рук. Позы croisee, еfface. Проучивание поз, положений, связанных с
понятием croisee, effacee. Par de bours. Перегибы корпуса: в сторону, назад, вперед
стоя по 1 позиции лицом к станку; Арабески 1,2,3. Положения, связанные с
понятием croisee, еfface. Прыжки. Прыжки с двух ног на две ноги.
Трамплинные прыжки. Temps leve scaute, changement de pied. Pas echappe на вторую
позицию. Вращения. Полуповороты в V позиции с переменой ног. 2) Полный поворот.
Подготовительное упражнение к турам. Растяжки. Специальные упражнения на разработку
эластичности связок и мышц. Положение ноги вперед, в сторону, назад с demi-plie, с port de
bras. Партерные растяжки. Безопасность, охрана здоровья, профилактика травматизма.
9

Знание строения своего тела. Знание индивидуальных особенностей строения тела
(уязвимые места). Правила поведения в хореографическом зале на занятиях и в период
отдыха. Умение делать массаж.
Раздел 3. Элементы модерна
Теория: Основные понятия танца модерн. Основные понятия танца модерн:
«центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация». Пространственные
музыкальные упражнения. Упражнения на развитие специфических танцевальных,
физических способностей. Танцевальные шаги. Выполнение движения как путешествие
рук, ног, шеи, головы, туловища через пространство.
Практика: Основные позиции и положения рук, ног, корпуса. Упражнения для рук.
Упражнения на середине зала стоя, сидя, лёжа. Изучение и отработка позиций и положений
рук, ног, головы, корпуса. Упражнения, включающие понятие «центр». Упражнения на
развитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике.
«Гравитация». Упражнения, включающие понятие «гравитация». Упражнения
наразвитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике. Понятие «баланс».
Понятие «баланс». Упражнения на развитие подвижности стопы. Понятие «контракция»,
«релаксация» Упражнения на развитие подвижности стопы. Понятие
«контракция», «релаксация» положения и другие термины танца «модерн».
Упражнения на дыхание. Упражнения на дыхание. Упражнение «спираль» и виды
перегибов корпуса. Понятие «спираль», работа корпуса - специальные упражнения. Ввод
движений, требующих более серьёзных усилий. Укрупнение амплитуды движения.
Увеличение энергии исполнения. Ускорение движения (смена темпа). Шаги на
координацию – «титл», «триплет». Танцевальные шаги (сочетание различных движений в
продвижении вперед, назад, в сторону и т.д.). Прыжки.
Раздел 4. Танцевальные комбинации, этюды, импровизация
Практика: Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему.
Этюд из знакомых танцевальных комбинаций. Эмоциональное состояние при создании
танца. Импровизация под классическую музыку, джазовую, популярную, музыку
авангардного направления. Особенности рисунка танца. Хоровод.
Разучивание этюдов. Развёрнутые комбинации. Укрупнение амплитуды движения.
Импровизация без музыкального сопровождения. Импровизация в форме игры.
Составление комбинаций из знакомых движений. Смена ритма в танцевальных
комбинациях. Смена рисунка в продвижении. Импровизация в группах. Эмоционально
окрашенное движение в пространстве. Импровизация в форме игры. Танец под музыку и
без музыкального сопровождения.
Танцевальные комбинации. Смена ритма в танцевальных комбинациях. Смена
рисунка в продвижении. Развёрнутые комбинации. Укрупнение амплитуды движения.
Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального состояния по
заданию. Коллективный танец и его развитые формы. Контактный танец, «вживание»
танцовщиков друг в друга. Сольная импровизация, дуэт, трио, ансамбль. Разучивание
этюдов. Этюды на развитие индивидуальности, сольного исполнения, дуэтного танца.
Положения рук, ног, корпуса, головы в паре. Понятие о стиле, актёрской танцевальной
выразительности. Средства актёрской выразительности в народно-сценическом танце.
Особенности элементов национального танца, характера движений. Особенности рисунка
танца
Раздел 5. Творческая и концертная деятельность
Практика: Постановка концертных номеров ко Дню матери. Постановка
танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с
группами исполнителей. Отработка концертных номеров ко Дню матери. Индивидуальная
работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с солистами.
Понятие «хореографический стиль». Этюды и игры с
«внутренней бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие» и т.п. Репетиция
10

ко Дню матери Репетиционный процесс. Концерт ко Дню матери. Участие в концерте.
Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие актерских
способностей. Грим, костюм, причёска. Постановка номеров к новогоднему спектаклю.
Изучение художественных задач, поставленной той или иной танцевальной композицией.
Подбор выразительных средств. Отработка номеров к новогоднему спектаклю. Подбор
прически и головного убора. Аксессуары - их роль в хореографической композиции. Поиск
новых изобразительных средств. Репетиция новогодних спектаклей. Репетиционный
процесс. Организация и подготовка выступления. Новогодние спектакли. Участие в
спектаклях к новому году. Постановка концертных номеров к 8 марта. Постановка
танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с
группами исполнителей, отработка движений, техника исполнения. Практическая работа.
Отработка концертных номеров к 8 марта. Индивидуальная работа с исполнителями.
Репетиция к 8 марта. Организация и подготовка выступления. Постановка танца, Концерт
к 8 марта. Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на
развитие актерских способностей. Грим, костюм, причёска. Изучение художественных
задач, поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных
средств. Отработка изученных танцев. Отработка основных элементов танца, отработка
танцевальной композиции. Репетиция отчетного концерта. Генеральная репетиция.
Отработка изученных танцев. Изучение художественных задач, поставленной той или иной
танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. Итоговое занятие. Отчетный
концерт. Последний звонок. Участие в концерте. Подведение творческих итогов.
Праздничная программа для обучающихся всех групп.
Сводные репетиции - при участии всех возрастных групп в танцевальном зале, на
сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического
пространства. Правила поведения на сценической площадке. Организация и подготовка
выступления. Сводные репетиции - при участии всех возрастных групп в актовом зале, на
сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического
пространства. Правила поведения на сценической площадке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ второго года обучения
Метапредметные результаты:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
-умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и
продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других
видов.
Личностные результаты:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Предметные результаты:
11

по окончании 2 года обучения обучающиеся должны
 Знать:
 основные понятия и стили хореографии;
 виды и жанры хореографии;
 историю появления различных направлений хореографии;
специальную терминологию.
 характерные особенности современной хореографии;
 понятие «хореографический образ», его составляющие; хореографическую
лексику.
Уметь:
 выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой;
 выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии;
 выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально
ритмических упражнений;
 слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины,
определяющие характер музыки;
 определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики,
мимики, жестов, движений.
 выполнять упражнения, включающие понятие «центр», «баланс»,
«дыхание», «контракция», «спираль», «свинг», «изоляция» и т.д.;
 выполнять упражнения развивающего комплекса в усложненном варианте
(полупальцы, 45*, 90*, во вращении, в прыжке и других сочетаниях);
 выразить характер музыки его в движении;
 выразить своё понимание предполагаемой музыки через импровизированный
танец;
 танцевать в ансамбле:
 согласовывать общие движения со своим под музыку и без неё;
 ориентироваться на сценической площадке; чётко выполнять хореографический
рисунок.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет хореографии, акустические колонки, музыкальный центр, учебный кабинет,
компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, колонки, фото- и
видеокамера, средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет,
электронная почта), принтер, экран.
Кадровое обеспечение:
программу дополнительного образования реализует педагог, имеющий среднее или высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка
Методические материалы:
Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные
ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде
фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий,
фотоальбомов.

аудио материалы с фонограммами;

DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;

DVD и видео материалы с записями выступлений известных

12

хореографических коллективов.

Видеография школ и техники Марты Грэхэм, Хортона

альбом с фотографиями выступлений творческого объединения;

«Семинар по современному танцу. Базовый уровень. Мастер-класс
(практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова».

«Открытые уроки по современному танцу. Базовый уровень. Мастеркласс (практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова».

«Современный танец для детей 9-12 лет. Ашот Назаретян».

«Мастер-класс по современному танцу. Евгений Шевцов»
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности обучающихся
проводятся концерты и конкурсы. Достижения обучающихся отмечаются вручением
специальных грамот и дипломов и освещаются на школьном сайте и в школьной газете.
Из числа наиболее подготовленных обучающихся формируется концертная группа
для участия в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Формы контроля
При реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля:
Входной мониторинг (проводится на первых занятиях) – определение начальной
подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения и мониторинга
эффективности.
Текущий мониторинг – определение уровня усвоения содержания программы.
Формы контроля: беседа, мониторинга эффективности.
Итоговый мониторинг (проводится в конце каждого учебного года) – отчетный
концерт.
Мониторинг эффективности
Данный мониторинг позволяют целенаправленно изучать эффективность работы с
учащимися, определить достигнутые в этой работе результаты, измерить их, выявить
динамику происходящих изменений.

1.

уровни
Критерии
Музыкальность

низкий
средний
Проявляется
пассивность на Могут частично различать
занятиях,
стили и направления в
часты
современном танце в
отвлечения,
музыкальной культуре.
интерес к
изучаемому

высокий
Способны воспринимать и
передавать в движении образ
и основными средствами
выразительности изменять
движения в соответствии с
музыкальными фразами,
темпом, ритмом.

13

Эмоциональность

Гибкость,
пластичность

Координация, ловкость
движений

Творческие
способности

Внимание и память

материалу
умеют передавать в позе,
отсутствует. Умеют частично передавать жестах разнообразную гамму
эмоции в танце
чувств, исходя из музыки и
содержания хореографической
композиции (страх, радость,
удивление, настороженность,
восторг, тревогу, печаль и
т.д.).

Могут частично

мягкие,

плавные

и

воспринимать и передавать в музыкальные движения рук,
движении образ
подвижность
суставов,
гибкость
позвоночника,
позволяющие исполнить
несложные акробатические
упражнения.
Частично знают
ритмическую основу и
структуру музыкальных
произведений

точность
исполнения
упражнений,
правильное
сочетание движений рук и ног
в танце.

Могут частично
импровизировать под
Умеют импровизировать под
знакомую и незнакомую
знакомую и незнакомую
музыку на основе
музыку на основе освоенных на
освоенных
на занятиях
занятиях движений.
движений, а также
придумывать собственные
Способны частично
запоминать музыку и
движения.

Способны не отвлекаться от
музыки и процесса движения
(выполнять композиции
самостоятельно, без
подсказок)

ЛИТЕРАТУРА
«Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Изд. 2-е. – Л., 2009, с.5-11
Ваганова А. Основы классического танца.- Изд. 5-е. – Л., 2008, с.95-147
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 2007, с.7-15
Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2010, с.4-154
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка. – М.,2006, с.3-16
Гусев Г. Методика преподавания народного танца. – М., 2003, с. 9-166
Звёздочкин В. Классический танец. - «Феникс» 2003, с.6-24
Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 2007, с.45-67
Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 2011, с.9159
9. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2011., с. 5-65 10.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2010.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

14

11. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 2010, с. 2-98 12. Тарасов
Н. Классический танец. – М., 2011, с. 20-90
13. Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2009,с. 6-35.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».