1
Пояснительная записка
Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Одновременно баскетбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических
процессов обучающегося (восприятие, мышление, воображение и др.), воспитание
нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и
условий, игровых упражнение и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и
командных взаимодействий партнеров и соперников.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение
правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования
•
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Новизна данной образовательной программы - заключается в том, что в ней
предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
2
совершенствование тактических приёмов, что позволит идти в ногу со временем и повысить
уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы
предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено
незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается
использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на
следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ,
видеоматериала и т.п.
Актуальность: баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов
спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. В учебном процессе баскетбол используется как важное средство
общей физической подготовки. Широкое применение баскетбола объясняется несколькими
причинами:
доступностью игры для любого возраста;
возможностью его использования для всестороннего физического развития и
укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в тоже время
использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при
организации досуга молодёжи;
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный
аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает
быстроту движений, реакцию и координацию.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Небольшой объем статических усилий и нагрузок
в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов
Педагогическая целесообразность: в ходе освоения программы приобретаются не только
простейшие умения обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные
комбинации. Отличительной особенностью элементов является их логическая
обусловленность требованиями игрового противоборства.
Адресат программы
Данная программа составлена для обучающихся в возрасте 11-18 лет.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является упор
на изучение новейших тактических действий и приёмов, и современных методических
приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в
процесс обучения активной психологической подготовки.
Объем и срок реализации программы:
Сроки реализации программы - 1 год.
1й год обучения – 70 часов;
Цель: Формирование устойчивых умений и навыков игры в баскетбол.
Задачи:
обучающие:
3
Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.
Обучить техническим приёмам и правилам игры;
Обучить тактическим действиям игры;
Обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Обучить правильному выполнению упражнений.
Сформировать знания о способах общей физической подготовки; развития силы,
гибкости, ловкости, выносливости;
Сформировать начальные навыки судейства.
развивающие:
Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм.
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
Развить, разработать и укрепить различные группы мышц;
Расширить спортивный кругозор детей.
Развить начальные навыки судейства
воспитательные:
Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.
Воспитывать культуру поведения.
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом.
Воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ
жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и
праздников.
Условия реализации программы
Условия набора: в группу принимаются все желающие заниматься в данном
объединении, на основании письменного заявления и наличия справки об отсутствии
медицинских противопоказаний. Группы разновозрастные, разнополые.
Комплектование групп проводится до 6 сентября
Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина
таланта или отсутствие его у каждого занимающегося.
Контроль соблюдения техники безопасности;
Тестирование на знание теоретического материала;
Самостоятельные задания для каждого обучающегося;
Проведение товарищеских встреч
Участие в районных, городских соревнованиях;
Привлечение к судейству соревнований школьного уровня
Результаты, показанные в соревнованиях (чем выше занятое место, тем эффективнее
проделанная работа).
Наполняемость учебной группы:
4
1-й год обучения – 12-20 чел.
Возраст участвующих в реализации программы:
1-й год обучения – 11-17 лет;
Сроки реализации программы - 1 год
1й год обучения – 70 часов;
Формы и режим занятий: занятия групповые,
индивидуальных с групповыми, проводятся
1 год обучения: 70 часов, 2 раза в неделю по 1 часу;
индивидуальные,
сочетание
Продолжительность академического часа – 60 минут.
Формы организации деятельности учащегося на занятии – групповая, индивидуальная,
сочетание индивидуальной с групповыми. Включает в себя теоретическую и практическую
часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в баскетбол.
В практической части углубленно изучаются технические приемы и тактические
комбинации.
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания
о истории возникновения баскетбола. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам
занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Знакомятся с оборудованием
площадки для игры в баскетбол. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с
основными правилами игры. Изучая таблицы и наглядные пособия получают представления о
судействе игры, жестов судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ
педагога дополнительного образования, работа с дополнительной литературой, таблицами.
При изучении разделов программы применяются как общеобразовательные методы, так и
специфические,
основанные
на
активной
двигательной
деятельности:
метод
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и
сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные
спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с
учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.
Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать
рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка,
их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений,
занимающихся при изучении раздела программ №7 основные методы: игровой,
соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании
различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Материально- техническое обеспечение:
Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
Баскетбольные мячи – 15 шт;
Баскетбольный щит – 4 шт;
Набивные мячи – 10 шт;
Скакалки – 15 шт;
Стойки – 6 шт;
Таблицы «Техника выполнения основных приемов игры в баскетбол».
Гантели, мешочки с песком, палки.
Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки:
Ожидаемый результат обучающего компонента программы
•
расширение знаний истории зарождения игры «Баскетбол»;
5
•
расширение знаний об основных элементах спортивной игры;
•
расширение знаний о правилах судейства;
•
расширения знаний простых приёмов оказания первой помощи при травмах;
•
расширение знаний об условиях проведения соревнований;
•
расширение знаний о понятиях «Техника игры», «Тактика игры», «Школа передач
мяча», «Финт», «Владение мячом», «Школа бросков мяча по кольцу», «Групповые
взаимодействия».
расширение знаний гигиенических требований к местам занятий баскетболом,
•
инвентарю, спортивной одежде и обуви.
Ожидаемый результат развивающего компонента программы
•
умение применять полученные знания в ходе занятий;
•
умение выполнять правильно броски;
•
•
умение применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий;
умение провести судейство игры;
•
умение выступать в школьных соревнованиях.
•
умение разрабатывать и укрепить различные группы мышц;
•
умение быть физически здоровыми: (сила, быстрота, выносливость, ловкость).
Ожидаемый результат воспитательного компонента программы
•
•
формирование представления к требованиям ведения здорового образа жизни к
двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест
проживания;
формирование социально адекватной личности;
•
приобретение навыков взаимовыручки и поддержки в группе;
•
приобретение навыков выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке
репетиции;
приобретение навыков самоконтроля.
•
•
формирование чувства товарищества и партнерства;
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой
целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими
отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в
приложении.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются
результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных
мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса.
Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на
точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение
за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся
применяют их в игре.
Личностные результаты:
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Формировать умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем;
6
Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств
личности;
Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
Формировать умения, направленные на ведение здорового образа жизни.
Содействие правильному физическому развитию;
Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной
секции;
Метапредметные результаты:
Формировать умения организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементарные соревнования;
Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных условиях;
Формировать способности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Развивать умения распределять функции и роли в совместной деятельности и
осуществлять взаимный контроль;
Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
Предметные результаты:
Овладение основными приемами техники и тактики игры;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
баскетболу;
Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Раздел и тема.
Вводное занятие.
Инструктаж по Т/Б.
Комплектование группы.
Основы знаний
Передача мяча.
Всего
часов
Количество часов
Теория
Практика
Предварительный
1
1
1
1
Оперативный
6
12
6
11
Броски.
5
11
Игра в нападении.
2
7
2
8
Ведение мяча.
Игра в защите
Формы контроля
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
7
8
Игровая деятельность.
13
Итого:
Текущий,
коррекционный
19
70
2
68
Календарный учебный график реализации
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Баскетбол»
Год
обучения
Дата
начала
занятий
1 год
01.09
Дата
Количество Количество
окончания
учебных
учебных
занятий
недель
часов
31.05
35
70
Режим занятий
2 раза в неделю по 1 часу
8
Рабочая программа на 2022/2023 учебный год
Год обучения:1-й
Группа: 1
Возраст учащихся: 11-13 лет
Группа: 2
Возраст учащихся: 14-18 лет
1.Особенности организации образовательного процесса:
1.В большом объеме воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и
специальной тренировочной выносливости.
2.
Обучение приёмам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических
действиях.
3.
Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и
совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во
взаимодействии. Чёткой специализации по амплуа ещё нет.
4.
Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города,
матчевых встречах.
2.Задачи обучения:
обучающие:
•
Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.
•
Обучить техническим приёмам и правилам игры;
•
Обучить тактическим действиям игры;
•
Обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
•
Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
•
Обучить правильному выполнению упражнений.
•
Сформировать знания о способах общей физической подготовки; развития силы,
гибкости, ловкости, выносливости;
•
Сформировать начальные навыки судейства.
развивающие:
•
Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм.
9
•
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
•
Развить, разработать и укрепить различные группы мышц;
•
Расширить спортивный кругозор детей.
•
Развить начальные навыки судейства
воспитательные:
•
Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.
•
Воспитывать культуру поведения.
•
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом.
•
Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
•
Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению
спортивных мероприятий и праздников.
1.
Личностные
•
Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
•
Сформировать умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем;
•
Развить нравственные и волевые качества, развития психических процессов и свойств
личности;
•
Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
•
Сформировать умения, направленные на ведение здорового образа жизни.
•
Содействовать правильному физическому развитию;
•
Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной
секции;
2.
Метапредметные
•
Сформировать умения организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры
и элементарные соревнования;
•
Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных условиях;
•
Сформировать способности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
10
•
Развить умения распределять функции и роли в совместной деятельности и
осуществлять взаимный контроль;
•
Развить
потребности
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
3.
Предметные
•
Овладеть основными приемами техники и тактики игры;
•
Приобрести необходимые теоретические знания;
•
Повысить
специальную,
физическую,
тактическую
подготовку учащихся
по
баскетболу;
•
Подготовить учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Содержание обучения:
1. Вводное занятие
Теория: История возникновения и развития баскетбола. Современное состояние баскетбола.
Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при занятиях баскетболом.
2.Основы знаний
Теория:
а) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде
и обуви. Оборудование площадки для игры в баскетбол;
б) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и
спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в
игре, жесты судий.
3. Передача мяча
Практика:
а) передача одной рукой от плеча;
б) двумя руками от груди;
в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния;
г) передачи на месте и в движении;
д) логика выбора вида передачи в тех случаях, когда перед игроком с мячом располагается
защитник;
е) приемлемые виды передач для каждой конкретной ситуации при сопротивлении
защитников;
ж) ситуационная техника передач.
11
4. Ведение мяча
Практика:
а) стойка при высоком и низком ведении;
б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом;
в) изменения направления движения;
г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот;
д) перевод мяча перед собой и за спиной;
е) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом;
ж) перевод мяча между ногами.
5. Броски
Практика:
а) основные характеристики бросков;
б) бросок двумя руками от груди;
в) техника выполнения точностных бросков в движении;
г) бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»;
д) бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть.
Дистанция 3-4 м ;
е) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на
одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м;
ж) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на
одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м;
з) броски одной рукой в движении сверху и снизу;
и) корректировка техники бросков;
к) подбор и добивание мяча.
6. Игра в нападении
Практика:
а) взаимодействие двух и трех нападающих;
б) ситуационная техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не
встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях);
в) взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине
с изменением направления движения; рывок за спиной защитника;
г) взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего
нападающего;
12
д) взаимодействие двух игроков задней линии и центрового.
7. Игра в защите
Практика:
а) групповые взаимодействия защитников: действие в численном меньшинстве;
б) противодействие заслонам;
в) создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч;
г) индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в позиции игрока
задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом
на боковой линии в области штрафного броска;
д) защита в численном меньшинстве.
8. Игровая деятельность
Практика:
а) применение полученных знаний в игре;
б) самостоятельные решения игровых ситуаций.
9. Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Анализ работы. Награждение отличившихся детей.
Календарно-тематический план
№ п/п Раздел (или тема)
учебнотематического плана
Количество часов
Всего
2.
Вводное занятие.
Инструктаж по Т/Б.
Комплектование группы.
Основа знаний
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Игровая деятельность
Передача мяча.
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игровая деятельность
Броски.
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Передача мяча
Ведение мяча.
Броски.
Передача мяча
Ведение мяча.
1.
теория
Форма
контроля
практика
текущий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
13
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Броски.
Игровая деятельность
Передача мяча
Ведение мяча.
Броски.
Игровая деятельность
Игра в защите
Передача мяча
Ведение мяча.
Броски.
Игровая деятельность
Игра в защите
Игра в нападении.
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Ведение мяча.
Игра в нападении.
Броски
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
14
64.
65.
66.
67
68
69
70
Игра в защите
Передача мяча
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70
2
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
64
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ПРОГРАММЫ
№
Раздел.
Тема занятия
Формы занятий
1. Вводное занятие. Теоретическое
Инструктаж по
технике
безопасности
Дидактические
средства
Наглядные
пособия
Опрос
Контрольные тесты и
упражнения. Мониторинг.
Сдача контрольных
нормативов.
Контрольные тесты и
упражнения.
Мониторинг
Контрольные тесты и
упражнения, мониторинг,
соревнования, товарищеские
встречи, зачёты.
2. Передача мяча.
Объяснение,
практическое занятие
Баскетбольные
мячи, аудио и
видео материалы
3. Ведение мяча.
Объяснение,
практическое занятие
Баскетбольные
мячи
4. Броски.
Объяснение,
демонстрация
технического действия,
практическое занятие,
показ видео материала.
Лекция, беседа,
тренировка показ
видео материала,
экскурсии, участие в
соревнованиях
Лекция, беседа,
посещение
соревнований.
Соревнования
(школьные, районные),
Товарищеские встречи.
Баскетбольные
мячи,
5. Игра в
нападении.
6. Игра в защите
7. Игровая
деятельность
Формы
подведения итогов
Баскетбольные
мячи, аудио и
видео материалы
Контрольные тесты, игры с
заданиями, результаты
участия в соревнованиях
Баскетбольные
мячи, аудио и
видео материалы
Баскетбольные
мячи
Опрос учащихся,
тестирование.
Обсуждение результатов
соревнований.
Обработка тестов.
Обработка контрольных
результатов.
15
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Наименование программы «Баскетбол»
ФИО педагога
№ занятия
Наименование
разделов и тем
Количество часов
По плану
По факту
Форма
корректировки
(объединение
тем, перенос на
другую
дату, др.)
Причина
корректировки
(болезнь
педагога,
праздничный
день, др.)
Согласовано:
__________________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР/. М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
2. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.
3. Билл Гатмен и Том Финнеган. Всё о тренировке юного баскетболиста/ Билл Гатмен.,
Том Финнеган.- М.: АСТ * Астрель 2007.-307с.
4. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.
5. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных
команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки).
Москва 2002г.
7. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа
подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне
(баскетбол). - М., РФБ, 2005.
16
8. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель.
2006. 216 с.
9. НестеровскийД.И. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.И. Нестеровский.-М.:
Академия, 2008 .-75 с.
10. Орлан И.В.Баскетбол:Основы обучения/ФГОУ ВПО ВГАФК,Волгоград,2011.-42с.
11. Официальные правила баскетбола ФИБА 2016. Утверждены ЦБ ФИБА 2016.
12. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в
спортивных играх. - М., 1996.
13. Портных Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое пособие./
Ю.И.Портных., Б.Е. Лосин.-С-П.б. :ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008.-62 с.
14. Программа для учебно-тренировочных групп
спортивного совершенствования
СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.
15. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под
редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
16. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и
совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
17. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П.
2000. 58
18. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р.
Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа
тренеров по баскетболу. – С-П.б.: Олимп, 2007. - 134 с.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Билл Гатмен. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл Гатмен.- М.: АСТ: Астрель,
2006. - 211 с., ил.
2. Сортел,Н. Баскетбол 100 упражнений и советов для юных игроков/ Н Сортел.- М.: АСТ
Астрель, 2005.-64 с.
Дополнительная литература:
1. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до
сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
2. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010.
3. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006.
4. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол.
Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.
5. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения
игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011.
6. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной
защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002.
7. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009.
8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке.
9. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
10. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и
русском языках. Москва, РФБ, 2012.
11. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник / Авторсоставитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил.
17
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола
www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России
www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги
www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ
www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги
18