Возраст обучающихся: 11-18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Никитина Светлана Викторовна
Педагог дополнительного
образования
Пояснительная записка
Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на
удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей
действительности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная
искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и
звуков, - будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из
детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных
традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной
непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Для каждого найдется свой
уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии
ребенка. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками,
оживлена собственной фантазией, в нее вложена душа и глядя на такую куклу, теплеет
взгляд и нежной волной наполняется сердце. Работа над изготовлением куклы открывает
большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции,
вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Представленные в программе куклы несут в себе черты индивидуальности.
Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному
исполнению. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость
человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Работа педагога по
данной программе направлена на приобщение ребенка к чарующему миру куклы,
позволяет дать ему возможность изготовить ее своими руками под руководством
педагога, вернуться еще раз в волшебный мир детства.
Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении к истокам
народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная
индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего
народа и использованию потенциала народной педагогики. Тряпичная кукла в старину
играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась
символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом. В игре
ребенок приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и
философский опыт своего народа.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Текстильная кукла является одним из традиционных
видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями,
формирующая эстетический и этический вкус ребёнка, а так же развивающая чувство
прекрасного. Изучая виды кукол, традиции шитья, технологию изготовления, ребенок
постигает опыт, накопленный, человечеством, получает импульс к развитию творческих
способностей. Сохранение и изучение народной текстильной куклы – актуальная задача
данной программы. Знания, полученные учащимися, могут быть применены ими в своей
повседневной жизни. Вопросы приобщения детей к народным промыслам, воспитание
чувства гармонии с самобытной культурой в данный момент очень актуальны.
Отличительная особенность данной программы. Данная программа предлагает
обучающимся более широкий спектр знаний, чем имеющиеся программы в данной
области, так как в ней объединены изучение основ и технологий изготовления различных
видов текстильной куклы, её истории. Также обучение в объединении даёт возможность
детям познакомиться не только с текстильными куклами России и, но и других стран.
Практическая значимость программы. Занятия по рукоделию помогают
сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры,
навыками и умениями работы с тканью. Ребенок начинает ценить и беречь культуру
прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Искусство изготовления кукол – один из древнейших видов народного
художественного творчества. Издавна своеобразие изготовления кукол определялось
условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими
условиями. Сюжеты подсказывала сама жизнь.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления кукол.
Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру
необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать куклу
более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной,
отличной от других.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться,
современные куклы отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в
них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Программа «Текстильная кукла» направлена на овладение обучающимися
основных приемов обработки ткани, навыки работы на швейной машине, изготовление
бескаркасных и каркасных текстильных кукол, овладение техниками изготовления
игрушки, такими как: «текстильный трикотаж», «скульптурный трикотаж». Обучение по
данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.
Содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по
формированию у обучающихся компетенции в области декоративно – прикладного
искусства, в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Адресат: учащиеся 11-18 лет.
Содержание программы «Текстильная кукла» направлено на формирование
художественной культуры учащихся 11-18 лет, на приобщение к миру искусств,
общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение опыта
прошлого. Формирование "культуры творческой личности" предлагает развитие в ребенке
природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих
ему самореализоваться. Специфика изготовления текстильной игрушки, особенности её
пошива, делает деятельность учащихся уникальным средством воспитания, обучения и
развития подрастающего поколения.
Объем программы: 140 часов.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Наполняемость группы: 7-15 человек.
Цель программы: обучить основам изготовления текстильной куклы; открыть
возможности для развития инициативы, вдохновить и активизировать детскую мысль.
Задачи:
Образовательные:
- обучить технике изготовления текстильной куклы;
- ознакомить с технологией обработки ткани, оборудованием для шитья;
- сформировать навыки безопасной работы при работе с колющими и режущими
предметами.
Развивающие:
- способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности;
- развитие глазомера и точности;
- развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, учить сравнивать.
Воспитательные:
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к
другу;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, трудолюбие.
На занятиях дети получают элементарные навыки работы со швейной машиной,
овладевают техникой основных машинных и ручных швов. Могут самостоятельно
сконструировать и сшитьпростейшую куклу и одежду для неё.
В группу принимаются все желающие, достигшие возраста 8 лет. Специального
отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10
человек. Такой количественный состав позволит соблюдать технику безопасности при
работе с колющими и режущими предметами, на швейной машинке, а также позволяет
педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее
занятие с учётом индивидуальности.
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: фотографии, образцы готовых кукол, презентации.
Принцип доступности. Позволяет справиться с проблемой индивидуального
подхода к учащимся в условиях массового обучения.
Принцип добровольности. Предполагает свободный выбор различных видов кукол
и формы одежды для неё.
Принцип системности и последовательности. Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы
дети усваивали знания постепенно.
Принцип связи теории с практикой. Выражает необходимость подготовки
учащихся к правильному использованию теоретических знаний в практической
деятельности.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды кукол, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не
просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Формы организации образовательного процесса:
Коллективная работа и индивидуальный подход;
Беседа;
Просмотр презентаций и мастер- классов;
Практическое занятие;
Выставки и творческие отчеты.
Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают детей справедливо и
объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей
удаче. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
творческого труда обучающихся находят применение в оформлении кабинета,
мероприятий, коридоров, также участвуют в районных и областных ярмарках.
Виды занятий
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой
предусмотреныследующие виды занятий:
1. Изготовление куклы «по выкройке», «по образцу»;
2. Изготовление куклы по мастер- классу;
3. Беседы о видах кукол, об истории куклы, её назначение;
4. Посещение и организация выставок;
5. Подготовка и участие в конкурсах.
Типы занятий:
вводное,
традиционное,
практическое,
ознакомительное,
комбинированное,
инновационное (игра, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей).
контроля и самоконтроля (беседа, индивидуальный опрос,
фронтальный опрос,практическая работа).
Учебный план
( 1-й год обучения)
№
Тема
Количество часов
п/п
Форма контроля
Всего Теория практика
2
Беседа
2.
Вводное занятие. Инструктаж по 2
технике безопасности
Тема
1.Знакомство
с
техникой 4
изготовления текстильных кукол.
Ткани и материалы необходимые для
работы
4
Беседа,
наблюдение.
3.
Тема 2.Куклы - обереги
14
3
11
Наблюдение,
оценка
качества выполненной
работы.
4.
Тема 3.Куклы – примитивы
22
4
18
Наблюдение
работ.
Анализ
5.
Тема 4.Куклы — Тильды
26
4
22
Наблюдение.
работ.
Анализ
1.
6666 Итоговое занятие. Повторение
6.
закрепление пройденных тем.
Количество часов:
и2
2
70
19
Выставка
работ
опрос,
творческих
51
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие
Теория. Знакомство с группой детей. Беседа о плане работы на учебный год,
знакомство с образовательной программой в целом. Правила техники безопасности при
работе на швейной машине с ручным приводом, с утюгом, с иглами и ножницами. Беседа
на тему: «Откуда взялась кукла».
2. Тема 1. Знакомство с техникой изготовления текстильных кукол.
Ткани и материалы необходимые для работы – 4 часа.
Теория. Виды тканей, из которых изготавливают текстильных кукол, их
особенности.
Ткани для изготовления одежды для кукол. Материалы для отделки и фурнитура.
Виды ручных и машинных швов.
Практика. Выполнение образцов ручных и машинных швов. Определение лицевой
и изнаночной стороны ткани, направление долевой нити
3. Тема 2. Куклы обереги – 14 часов.
Теория. Виды традиционных кукол (обереговые, обрядовые, игровые) и поверия,
связанные
с ними. История кукол. Обереговая куколка «На счастье». Её особенность
изготовления.
Практика. Выбор куклы. Подбор ткани и материала для работы. Изготовление
куклы
ипошив одежды для нее.
Теория. Обрядовая кукла
«Зерновушка». Разновидности наполнителей для
куклы и
ихзначение (гречка, зерновые, бобовые).
Практика. Раскрой и пошив куклы и одежды для неё.
Теория. Игровая кукла «Зайчик на пальчик»».
Практика. Подбор тканей и материалов. Изготовление куклы
Теория. Обереговая кукла «СемьЯ». Особенности её изготовления
Практика. Подбор тканей и материалов. Изготовление куклы и 6 младенцев для неё.
Теория. Обереговая кукла «Желанница»».
Практика. Подбор тканей и материалов. Изготовление куклы
Теория. Обрядовая кукла «Масленица»»».
Практика. Подбор тканей и материалов. Изготовление куклы
Теория. Обереговая кукла «Колокольчик»».
Практика. Подбор тканей и материалов.
Изготовление куклы.Подведение итогов по теме.
4. Тема 3. Куклы примитивы – 22 часа.
Теория. Первые куклы примитивы – «Чердачные куклы». Особенности их
пошива. Окраска ткани для тельца куклы. Особенности набивки тела куколпримитивов. Выбор кукол и подборткани для них .
Практика. Изготовление куклы в стиле примитива.
подбор ткани и материала.
раскрой тельца куклы, с учётом всех правил раскроя
соединение деталей кроя
выворачивание
утюжка
плотная набивка тельца синтепоном
соединение деталей туловища куклы
оформление личика
изготовление волос из пряжи
пришивание волос к голове куклы
раскрой и пошив одежды для куклы
окончательная отделка одежды для куклы, утюжка, пришивание фурнитуры.
Подведение итогов по теме. Закрепление пройденного материала. Анализ работ.
5. Тема 4. Куклы тильды — 2 6 часов.
Теория. Понятия «Тильда». Автор и страна их происхождения.
Особенности изготовлениятельца кукол и одежды для них. Правила раскроя
и технология пошива кукол Тильд.
Практика. Изготовление куклы Принцессы на горошине - Тильда
подбор ткани и материала, раскрой
соединение деталей кроя
выворачивание
набивка тельца синтепоном
соединение деталей куклы
изготовление одежды для куклы
пришивание волос кукле
изготовление подушек
соединение композиции, украшение
6. Итоговое занятие.
Теория. Повторение и закрепление пройденных тем. - 2 часа.
Практика. Подведение итогов. Выставка творческих работ.
Учебный план ( 2-й год обучения)
№
Тема
Количество часов
п/п
Форма контроля
Всего Теория Практи
ка
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике 2
2
Беседа
безопасности
222. Тема 1.Куклы - Тильды
36 4
32
Наблюдение. Анализ
работ.
3.
Тема 2. Звери в стиле Тильда (заяц, кот)
28
2
4.
Оценка и контроль результатов.
2
2
Тестирование
5.
Итоговое
занятие.
Повторение
закрепление пройденных тем.
Проведение выставок.
и2
2
Выставка творческих
работ
6.
Количество часов за 2-й год обучения
70
12
26
58
Наблюдение. Анализ
работ.
7.
Общее количество часов:
140
31
109
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Знакомство с группой детей. Беседа о плане работы на учебный год,
знакомство с образовательной программой в целом. Правила техники безопасности при
работе на швейной машине с ручным приводом, с утюгом, с иглами и ножницами.
2. Тема 1. Куклы тильды — 3 6 часов.
Теория. Понятия «Тильда». Автор и страна их происхождения. Особенности
изготовления тельца кукол и одежды для них. Правила раскроя и технология пошива
кукол Тильд.
Практика. Изготовление куклы - Тильда
подбор ткани и материала
раскрой
соединение деталей кроя
выворачивание
набивка тельца синтепоном
соединение деталей куклы
изготовление одежды для куклы
пришивание волос кукле
изготовление подушек
соединение композиции, украшение
3. Тема 2. Звери в стиле Тильда
Теория Особенности изготовления зверей и одежды для них. Правила раскроя и
технология пошива.
Практика. Изготовление Зайца стиле — Тильда.
подбор ткани и материала, раскрой
соединение деталей кроя тельца
выворачивание
утюжка
набивка тельца синтепоном
пришивание ног на пуговичном креплении
пришивание ушей
раскрой и изготовление одежды
пришивание рук к туловищу вместе с рукавами
особенности и преимущества такого метода пришивания рук у кукол
пришивание глазок и вышивка носика
Практика. Изготовление Кота в стиле - Тильда.
подбор ткани и материала
раскрой
соединение деталей кроя тельца
выворачивание
утюжка
набивка тельца синтепоном
пришивание ног на пуговичном креплении
раскрой и изготовление одежды
пришивание рук к туловищу вместе с рукавами
особенности и преимущества такого метода пришивания рук у кукол
пришивание глазок и вышивка носика
4. Оценка и контроль результатов.
Проведение итоговой аттестации учащихся – 2 часа.
Теория. Тестирование, ответы на вопросы.
5. Итоговое занятие.
Теория. Повторение и закрепление пройденных тем. - 2 часа.
Практика. Подведение итогов. Выставка работ.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
потребности в самовыражении и самореализации.
Метапредметные результаты:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их
достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им;
решать задачи; принимать решения.
формирование знаний об истории и современных направлениях развития
декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с
материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную
деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
знать
правила безопасности при работе с иглами, ножницами;
материалы необходимые для пошива кукол;
названия и виды кукол, выполненных в течение учебного года.
правила раскроя текстильной куклы;
назначение припусков на швы и прибавок на свободное облегание при
пошиве куклы иодежды для куклы;
как и чем набивать тельце текстильной куклы;
правила и виды присоединение деталей куклы;
технологическую последовательность изготовления куклы
уметь:
выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
раскладывать детали кроя тельца и одежды куклы на ткани с соблюдением
направлениядолевой нити и с учетом всех правил раскроя;
изготавливать куклу по мастер-классу;
выполнять ВТО;
выполнять отделочные элементы в изготовлении одежды для кукол;
изготавливать простейшую текстильную куклу и одежду для неё
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, стол для педагога, столы для детей, утюжильная доска,
ученические столы и стулья, шкафы для материалов и инструментов, компьютерный стол,
стенды и стеллажи для образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам
СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить
рабочему месту.
Методическое обеспечение:
Диски с фото и видео мастер - классами, диски с образцами изделий, комплекты
выкроек одежды для куклы и текстильных игрушек различных размеров, наглядные
пособия, образцы готовых изделий.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы
Швейные машины, утюг, нитки, ножницы, булавки, ткани, см лента, линейки,
циркуль, гелиевая ручка, карандаш, наполнитель (синтепон), капрон (капроновые гольфы
и следки), пряжа, ленты, кружева, клей титан, пуговицы, глазки для кукол и игрушек,
ресницы искусственные, проволока2мм
Информационное обеспечение
Компьютер, интерактивная доска, принтер.
Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится в конце учебного года в форме
тестирования.
Формы демонстрации образовательных результатов
Выставка, готовое изделие, конкурс, фестиваль, открытое занятие,итоговый отчет.
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности функционирует
система контроля освоения учащимися программы:
Вид контроля
Текущий
Промежуточный
Формы
Срок контроля
Творческие работы
в течение учебного года
Творческая
работа
по окончании каждой
Выставка творческих работ
темы
Итоговый
Итоговое тестирование
Выставка творческих работ
май
Текущий контроль осуществляется в форме анализа сделанных работ в конце
каждой темы. Кроме этого в течение всего учебного года проводятся выставки и показы
работ
Итоговый контроль проводится по окончании учебного периода.
Процедура подведения итогов освоения программы представляет собой:
- Итоговое тестирование;
- Выставку творческих работ.
Результаты итогового контроля фиксируются в Бланке итогового контроля.
Способы проверки образовательных результатов
Выявление достигнутых результатов по программе «Текстильная кукла»
осуществляется:
по результатам итогового тестирования (Приложение 1);
через просмотры готовых работ, участие работ в конкурсах различного
уровня;
-
по критериям оценивания уровня знаний, умений и навыков (Приложение 3)
По окончании всего периода обучения заполняется диагностическая карта
результатовкаждого учащегося (Приложение 2)
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу
и др.)
- практический
(тренировочные
упражнения,
выполнение
работ
по
инструкционным картам,схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способыдеятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачисовместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Технологии обучения:
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- технология развивающего обучения.
Формы организации учебного занятия
Беседа, практическое занятие, конкурс, лекция, наблюдение, праздник, презентация,
творческаямастерская, ярмарка.
Дидактические материалы
- наглядные пособия;
- образцы изделий;
- выкройки для изготовления изделий;
- фото и видео мастер - классы;
- заания, упражнения.
Алгоритм учебного занятия
1. Цель занятия. Постановка образовательных, развивающих задач. Создание
мотивациипредстоящей деятельности.
2. Изучение нового материала. Беседа, обсуждение, рассказ о современном аспекте и
историиразвития данного вида творчества.
3. Практическая работа с динамической паузой. Освоение основных
технологических приемов итворческих заданий.
4. Рефлексия.
5. Итог занятия.
Литература интернет ресурсы
1. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники»
2. Норенко И.Г. Технология. Русские традиции при изготовлении различных
изделий, 2007г.
3. Соколова Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка», 2000г.
4. Яковлев Л. «Царство людей».
5. Грин М. «Шитьё из лоскутов», 1981 г.
6. К.Митителло «Чудо аппликация», 2006г.
7. Журнал «Народное творчество» №5 2004г.
8. Егорова Р.И., Монастырная В.П. «Учитесь шить», 1998 г
9. Соколова В.А. «Лучший клад - ремесло», Программа трудового обучения, 1996
г.,
10. Современный словарь-справочник по искусству.
11. Воротилова Т.Е. «Учитесь шить красиво», 1993 г.
12. Авторская
программа
педагога
дополнительного
образования
Остапец
Г.А.
«Конструирование, моделирование и пошив изделий», Рязань, 2002г.
13. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
14. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и
традиции», 2007 год.
16. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000 г.
17.Интернет-источники:
https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136
https://www.youtube.com/results?search_query=мк+текстильных+кукол
https://www.youtube.com/results?search_query=мк++обереговых+кукол
https://www.youtube.com/results?search_query=мк+кукла+тильда
https://vk.com/club193734657
Приложение 1
Тест итоговой аттестации
по программа «Текстильная кукла»
Ф.И. учащегося
«
»
20 г.
1.
Что из перечисленного относится к правилам по технике безопасности: А
– ножницы нужно передавать кольцами вперед
Б – нельзя держать во рту иглы и булавки
В – нельзя наматывать вручную нитки на шпульку у швейной машинки Г – волосы
должны быть всегда заколоты
2.
Напишите под рисунками названия кукол:
3.
Проставьте
нумерацию
изготовления куклы-Примитив:
раскрой тельца куклы
технологической
последовательности
плотная набивка тельца синтепоном
выворачивание
изготовление головы, пришивание волос к голове куклы
утюжка
соединение деталей туловища куклы
изготовление и пришивание волос к голове куклы
раскрой и пошив одежды для куклы
4.
Как
называется
шов,
показанный
на
рисунке:
А – косой обмёточный шовБ – петельный шов
5.
У текстильной куклы плохо держится голова, наклоняется на одну
сторону- причина:А – плохо пришита голова к туловищу
Б – плохо набито место пришивания головы к туловищу ( шея) В – слишком плотно
набита голова
6.
Какие из пунктов относятся к правилам организации твоего рабочего
места в швейноймастерской:
А – швейная машинка должна быть всегда заправлена Б – иглы не должны лежать на
столе
В – ткани и ножницы не должны лежать на столе
С – нитки, ножницы, ткани, бусины, ленточки и кружева после окончания занятия
должны оставаться на столе до следующего занятия.
7.
Напишите особенности изготовления и назначение следующих видов
кукол
-
обереговые куклы
-
обрядовые куклы
- игровые куклы
8.
машинке:
Укажите стрелочкой, где находится регулятор длины стежка в швейной
9.
Необходимая процедура для закрепления макияжа и придания прочности
кукле из капрона :
10.
швов:
Перечислите названия ручных
11.
швов
Перечислите названия машинных
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
•
•
•
8- 11 баллов – оптимальный уровень
4-7 баллов – хороший уровень
1-3
баллов
–
допустимый
уровень
Приложение 2
Практическая
подготовка
Владение
терминологией,
технологической
последовательностью
пошива изделия
Владение
инструментами и
материалами,
организация
рабочего места,
самостоятельная
работа, качество
выполнения работы
Начало уч. года
Творческие навыки
Конец уч. года
Начало уч. года
Конец уч. года
Фамилия, имя
Конец уч. года
№ п/п
Теоретическая
подготовка
Начало уч. года
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по программе
«Текстильная кукла»
3 балла – высокий уровень знаний, умений и навыков, качественное выполнение
заданий;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень знаний и умений, несформированность навыков, трудности
в
понимании
заданий
и
учебного
материала.
Приложение 3
Критерии оценивания уровня знаний, умений и навыков
оценка
Фамилия, имя обучаемого
Критерии
Качество выполнения работы
Параметры критериев
- соблюдает последовательность и аккуратность
при изготовлении изделия;
- выполняет
работу быстро и четко, в
соответствии с указанием педагога;
- помогает отстающим правильно сделать
необходимую работу;
- оценка качества выполненной работы в целом.
- определят у ткани нити «основы и «утка»;
- знает названия разных видов изученныхтканей;
Знание видов и особенностей - определяет натуральные и искусственные
ткани;
тканей
- знает особенности и свойства разных видов
тканей;
Творчество, фантазия
-проявляет активность, инициативность, желание
экспериментировать;
-проявляет
выдумку
и
фантазию
при
изготовлении текстильных поделок;
-проявляет самостоятельность при изготовлении
изделий, вносит изменения, улучающие их
внешний вид.
- знает и соблюдает технику безопасности при
работе с острыми и режущими инструментами;
Знание техники безопасности и - знает и соблюдает технику безопасности при
правил при работе на швейной работе с утюгом;
- знает и соблюдает технику безопасности при
машине
работе на швейной машине.
Технология
изготовления - соблюдение технологических приемов при
текстильных изделий
раскрое;
- самостоятельно выполняет раскрой заготовок;
- знает
и
соблюдает
последовательность
изготовления текстильных изделий;
- применяет
фантазию
и
самостоятельно
выполняет отделку изделий.
Личностный рост (на основе наблюдений педагога)
Личные творческие достижения
(участие в выставках, конкурсах, фестивалях)
-
Организация рабочего места
самостоятельность в работе;
дисциплинированность;
аккуратность;
проработка изделий;
умение работать в коллективе;
развитие фантазии и творческого потенциала.
в учрежденческих;
в районных;
в региональных;
в областных;
во всероссийских.
- поддерживает чистоту и порядок на рабочем
месте во время занятий;
- наводит порядок на рабочем месте по
окончании работы.
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» - 2 уровень (средний),
«5» - 3 уровень (высокий)
Приложение 4
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.
1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе,
чтобы придвижении не уколоться об их острые концы.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить
тебя илитвоего товарища. При падении у ножниц портятся лезвия.
3. Ножницы во время работы класть справа, острием от себя.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.
5. Нельзя держать и класть на стол ножницы с раскрытыми лезвиями, они должны
бытьсомкнутыми.
6. Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней
ржавчину и, крометого, может сломаться.
7. Во время работы не вкалывать иглы и булавки в одежду. Хранить в
специальной подушечке.
8. Не перекусывать нитку зубами – можно поранить губы и испортить эмаль.
9. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать педагогу.
Правила безопасности при работе на швейной машине и санитарногигиенические требования
1. Без разрешения педагога нельзя садиться за швейную машину.
2. Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения.
3. Уберите с платформы швейной машины посторонние предметы.
4. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.
5. Не останавливайте швейную машину с ножным приводом за ремень.
6. Заправляя нить в машинную иглу, не держите ноги на педали.
7. Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.
8. Садитесь за машину с чистыми руками.
9. Следите за правильным положением рук и ног.
10. Во время работы не отвлекайтесь.
12. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего.
Правила начала и окончания работы на швейной машине.
Подготовка машины к работе.
1. Поставить машину на рабочий ход.
2. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение.
3. Вынуть из-под лапки кусочек ткани.
4. Заправить верхнюю и нижнюю нити.
Начало работы.
1. Подложить под лапку, подготовленную для работы ткань и проколоть её иглой.
2. Оттянуть назад концы нитей.
3. Опустить лапку и приступить к работе.
Окончание работы.
1. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение.
2. Поднять лапку и отвести назад ткань левой рукой.
3. Обрезать нитки, оставляя в машине концы длиной 10-15 см.
4. Подложить кусочек ткани под лапку, опустить её.
5. Поставить машину на холостой ход.
Правила техники безопасности при выполнении ВТО (влажно-тепловых работ)
1.
Проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;
2.
Приготовить проутюжильник и пульверизатор;
3.
Включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус
вилки, а не зашнур;
4.
Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не
перегревался;
5.
Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
6.
После
окончания
работы
выключить
утюг.
Приложение 5
Технологическая последовательность изготовления текстильной куклы
- Подбор ткани и материала
- Изготовление выкройки
- Раскрой тела куклы
- Прошивание деталей кроя по нарисованным линиям
- Выворачивание деталей
- Набивка деталей тельца куклы синтепоном
- Пришивание ног кукле на пуговичном креплении
- Изготовление одежды для куклы
- Изготовление обуви кукле
- Пришивание рук кукле вместе рукавом
- Оформления лица кукле
- Пришивание волос кукле
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы
края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по
выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.
В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые
делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее
концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму,
которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки).
После установки каркасанабивка производится обычным способом.
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя
материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять
долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила
раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха,
учитываянаправление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом.
При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не
были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают
симметрично.
При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и
отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать
наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового
лоскута, следует сметатьих два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса,
нитей.
Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из
тонких тканей,например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.
Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая
при этомворса меха, с незначительным
прибавлением на швы—0,3—0,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек
учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в
основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных
деталей из тонкой ткани.
Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по
краю исшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.
Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.
Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не
получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой
стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине.
Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем
выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или
остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать
формы
следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом какимлибо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы
не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых
пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном
количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для
игрушек выполненных из тканимогут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги
Приложение 6
Немного из истории кукол.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в
могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук,
без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Считалось, что
человеческиеизображения могут оживать и влиять на судьбы людей.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими,
психологическими имировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия
чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения
эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам
ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей
изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не
дубль? Животного, человека, духа, наконец.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой
кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи
предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым
приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы
определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных
захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым
и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает
именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики.
Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла
системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от
человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы
мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа
умерших предков.
Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще
африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла,
связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу
и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей,
описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие
руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам
приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды.
Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой
кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник
являлся подобием творца - Брахмы, а театркукол - подобием мира.
Приложение 7
Кукла в русском крестьянском быту
Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С
одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны,
общеизвестными разгульными деревенскими праздниками, приуроченными к,
календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались
многообразной символикой.
В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние
языческие обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Крестьяне
создавали легенды, образы и символы святых наделяли доступными для понимания
простого человека качествами. Поэтому не последнее место в праздничной символике
принадлежало традиционным куклам.
Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны Они
были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды,
отправляемые на праздниках по верованиям крестьян, должны были способствовать
приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской
семьи. (Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились
куклы как. самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ
изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди
XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративнохудожественные особенности, плохо понимая их истинное назначение.
Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды
соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах Бабушек внукам. То, что мы
сегодня знаем о традиционных русских праздниках во многом является исторической
памятью народа.