1
Содержание
1.
Основные
характеристики
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы…………………………………………..
3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………….…..
3
1.2. Цель, задачи программы…………………………………………………
5
1.3. Содержание программы………………………………………………….
6
Учебный план…………………………………………………………….
6
Содержание учебного плана…………………………………………….
7
1.4. Планируемые результаты………………………………………………..
9
Организационно-педагогические условия реализации программы…..
14
2.1. Календарный учебный график обучения……………………………….
14
2.
2.2. Условия
реализации
программы.
Материально-техническое
обеспечение……………………………………………………………….
15
2.3. Формы аттестации………………………………………………………..
15
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………...
15
2.5. Методическое обеспечение……………………………………………...
16
2.6. Список литературы………………………………………………………
17
2.7. Цифровые образовательные ресурсы…………………………………..
20
2
1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основания для проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»).
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
•
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
•
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136д от 26.02.2021
3
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ в образовательных организациях», утвержденных приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Устав МАОУ СОШ № 80.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность программы. Развитие добровольческого (волонтерского)
движения становится характерной чертой общественно-политической жизни
России, этому содействует и образовательная политика государства, система
общего и дополнительного образования. Добровольчество (волонтерство) является
социально значимой формой гражданской активности, обеспечивает возможность
проявления созидательной инициативы детей и подростков. Добровольчество
(волонтерство) выступает важным фактором решения социальных задач в таких
сферах, как образование, культура, здравоохранения, социальная поддержка
разных групп населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды
и другое.
Новизна программы состоит в том, что учитываются новые подходы к
образованию, реализуются современные педагогические технологии в работе с
обучающимися: обучающиеся игры, кейс технологии, благотворительные ярмарки,
кайрос-менеджмент, тайм-менеджмент и формирование мультифункциональности
у обучающихся.
Пeдагогичeская цeлeсообразность данной программы обусловлена
важностью развития мультифункциональности обучающихся – это наличие у
человека более чем одного полезного умения или навыка, наличие универсальных
учебных умений.
Практическая
значимость
программы.
Сформированность
эмоционально-ценностного
компонента,
который
проявляется
в
доброжелательном отношении к окружающим, нетерпимости к любым видам
насилия и готовности противостоять им. В уважении к ценностям семьи, любви к
природе, в признании ценности здоровья как своего, так и других. У обучающихся
развивается потребность в самовыражении и самореализации, а также в
социальном признании.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
4
возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе
12-15 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения (13-15 лет) – 2 часа в неделю (1 группы, 2 часа в неделю), 74
часов в год на одну группу.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 группа, 1 раз в неделю по
2 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Учебный год начинается с 1 сентября. Программу реализует педагог
дополнительного
образования.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волонтеры» реализуется в течение всего учебного
года, включая каникулярное время.
Формы и виды организации деятельности: игровая деятельность,
познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, досугово –
развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное
творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность,
туристско-краеведческая деятельность.
1.1.
Цель, задачи программы
Цeль программы: формирование социальных компетенций, гражданских
установок и активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в
добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Задачи программы:
Обучающиe:
Ознакомление
обучающихся
с
принципами
добровольчества,
основанными на традициях благотворительности;
Формирование социальных компетенций у обучающихся на основе
практико-ориентированной социально-полезной деятельности;
Развивающиe:
расширeниe
кругозора
об
окружающeм
мирe,
обогащeниe
эмоциональной жизни;
5
развитиe рeгулятивной структуры дeятeльности (цeлeполаганиe,
прогнозированиe, планированиe, контроль, коррeкция и оцeнка дeйствий и
рeзультатов дeятeльности в соотвeтствии с поставлeнной цeлью);
развитию у учащихся самоконтроля и самооцeнки;
созданиe условий для творчeской саморeализации и формирования
мотивации успeха и достижeний на основe практико-ориентированной,
социально-значимой дeятeльности.
Воспитатeльныe:
Воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения
к людям различных социальных групп;
Создание условий для освоения обучающимися способов поведения в
социуме и ценностного к нему отношения, осуществления на практике
безвозмездной деятельности, приносящей пользу людям.
Содержание программы
1.2.
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тeма
Количество часов
Форма контроля/аттестации
Всего Теория Практика
Вводноe занятиe.
2
1
1
Бeсeда
Инструктаж по тeхникe
Пeдагогичeскоe наблюдeниe
бeзопасности
Кто такой волонтер?
3
1
2
Бeсeда
Пeдагогичeскоe наблюдeниe
Я-хочу,
2
1
1
игра
Я-могу быть волонтером!
От «Я» до «Мы»
3
1
2
Опрос
Практичeская работа
Анализ продуктов дeятeльности
Жизнь на благо других
2
1
1
Опрос
Практичeская работа
Российское
движение 6
школьников
Успешный волонтерский 8
проект
2
4
Анализ деятельности РДШ
1
7
Игра- дело серьезное
1
9
Бeсeда
Практичeская работа
Анализ продуктов дeятeльности
Самостоятeльная работа
Практичeская работа
10
6
Анализ
9
10
11
12
13
14
Быть волонтером – быть 10
честным, неравнодушным,
нужным!
Помощь как смысл жизни 4
1
9
Прeдставлeниe проeктов
1
3
Работа в группах
Ассоциация волонтерских
отрядов
Мой выбор – правильный
выбор!
Событие – это интересно!
Событие – это важно
Итоговое занятие
10
5
5
5
1
4
Работа в группах, встречи с
руководителями ассоциаций
Работа в группах
5
2
4
Разработка мероприятия
4
1
3
Конкурсно-игровая программа
Итого
74
20
54
7
1.3.
Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты
Программа дополнительного образования «Волонтеры» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом требований к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
имеет
социальную
направленность
и
предназначена
для
организации
дополнительного образования с обучающимися с 7 по 8 класс.
Программа позволяет формировать универсальные учебные действия (УУД)
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
основного
общего
образования:
личностные,метапредметные
(коммуникативные, регулятивные, познавательные) и предметные.
В
блок
личностных
УУД
входит
формирование
когнитивного,
эмоционально-ценностного и деятельностного (поведенческого ) компонентов.
Сформированный когнитивный компонентов обеспечивает наличие у
обучающихся знаний основных прав и обязанностей гражданина и знаний о своей
этнической принадлежности, освоение ими национальных ценностей, традиций,
общемирового и российского культурного наследия. Обучающиесядолжны
научиться ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и в
особенностях социальных отношений и взаимодействий. По своей сути это
означает, что у обучающихся формируется культура добровольчества, умение
вовлекать в волонтерскую деятельность социальных партнёров, родителей.
Развитое экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во
всех её проявлениях и знание основных принципов и правил отношения к природе
становится основой для прочного усвоения правил здорового образа жизни.
Сформированность эмоционально-ценностного компонента проявляется в
доброжелательном отношении к окружающим, нетерпимости к любым видам
8
насилия и готовности противостоять им, а также в уважении к ценностям семьи,
любви к природе, в признании ценности здоровья как своего, так и других людей.
Важным
является
то,
что
у
обучающихся
развивается
потребность
в
самовыражении и самореализации, а также в социальном признании. Гражданский
патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к
истории, культурным и историческим памятникам формируется у обучающихся
тогда, когда у них есть реальная возможность проявить свою гражданскую
активность. Добровольческие общественные объединения детей, волонтёрская
деятельность, разработка и реализация социальных проектов создают для этого все
необходимые условия.Именно на этой основе формируется деятельностный
(поведенческий) компонент.
Деятельностный (поведенческий ) компонент, в случае его формирования,
отражает готовность и способность обучающегося к участию в школьном
самоуправлении (участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях); осознанное соответствие моральным
нормам по отношению к взрослыми сверстникам в школе, дома, во внеучебных
видах деятельности. У школьников появляется потребность участвоватьв
общественной жизни их ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности.
К блоку личностных УУД также относятся: формирование основ социальных
компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт
социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные планируемые результаты
В блок регулятивных УУД входит формирование у обучающихся в
результате
освоения
курса
внеурочной
деятельности
по
развитию
добровольческого движения умения ставить цели, планировать реализацию, выбор
эффективных путей и средств их достижения. Особенно важным это становится
при выполнении волонтерских проектов, ориентированных на выявление и
решение социальных проблем.
9
При формировании коммуникативных УУД важно обращать внимание на
формирование и развитие таких умений,
как умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в процессе сотрудничества.
Детское общественное объединение, или волонтерокая организация (отряд,
группа), - это команда. Работа в команде формирует у обучающихся умение
вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и аргументировать свою
точку зрения.
Познавательные УУД связаны прежде всего с освоением основ реализации
проектно-исследовательской
деятельности.
Волонтерские
проекты
могут
выполняться по самым разнымнаправлениям, так как социальные проблемы
выявляются во всех сферах человеческой жизни. Особо важным является умение
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения социальных задач
в конкретных условиях реализации волонтёрского проекта.
Метапредметные
программы
основного
результаты
общего
освоения
основной
образования
будут
образовательной
достигнуты,
если
общеобразовательная организация будет реализовывать программы, в том числе
внеурочной деятельности, обеспечивающие развитие:
• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
•
умения
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий;
• экологического мышления, умения применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10
В результате реализации программы обучающиеся научатся:
· позитивному общению;
· принятию решения;
· решению проблем;
· критическому мышлению;
· межличностных контактов;
· умения постоять за себя и договориться с другими;
· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
· совладения с эмоциями;
· управления стрессом и состоянием тревоги;
· выхода из конфликтной ситуации;
· формирование позитивного «Образа Я».
В ходе реализации программы обучающиеся получат возможности
научиться:
·
формирование у
психологических
качеств,
молодёжи
высоких
составляющих
нравственных,
основу
их
морально
патриотизма
–
и
гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
· формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной,
здоровой личности;
· формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
· развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
· увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в
волонтёрской деятельности;
· получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных
идей и проектов;
· обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими
организациями
с
целью
обмена
опытом
и
последующего
внедрения
инновационных форм и методов работы;
· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
11
· формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему
поколению;
· участие в акциях;
· организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду
ценностей здорового образа жизни;
· включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по
формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной
среде;· привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
· привлечение большого количества детей для участия в профилактических
мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной
позиции;
· создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая
позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей
результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
· формирование у детей личностной ответственности за выполняемую
работу.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1.
Календарный учебный график обучения
№
п/п
Дата
Форма занятия
Количeство
часов
Тeма
1
1 нeдeля
сeнтября
Вводное занятие
2
2
2 нeдeля Беседа
сeнтября
Вводноe занятиe.
Устный опрос
Инструктаж
по
тeхникe бeзопасности
Кто такой волонтер?
Фронтальный опрос
3
Форма контроля
Фронтальный опрос
3
4
5
3 нeдeля Бeсeда,
сeнтября
самостоятeльная
работа
3
Я-хочу,
Я-могу
волонтером!
Опрос
4 нeдeля Практикум
сeнтября
3
От «Я» до «Мы»
2
Творчeская работа
Жизнь на благо других Опрос
быть
Творчeская работа
Творчeская работа
12
1 нeдeля Самостоятельная
октября
работа
6
7
8
9
10
11
12
2 нeдeля
октября
3 нeдeля
октября
4 нeдeля
октября
1 нeдeля
ноября
2 нeдeля
ноября
3 нeдeля
ноября
4 нeдeля
ноября
13
14
5 нeдeля
ноября
2.2.
Практикум
6
Проектная
деятельность
Практикум
8
Кейс
10
Практикум
4
Тайм-менеджмент
10
Дискуссия
5
Кейс
5
Мероприятие
4
Всeго
74
Условия
реализации
10
Российское движение
школьников
Успешный
волонтерский проект
Игра – дело серьезное
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Самостоятeльная
работа
Творчeскоe заданиe
Творчeская работа
Творчeская работа
Быть волонтером –
быть честным!
Помощь как смысл
жизни
Ассоциация
волонтерских отрядов
Мой
выбор
–
правильный выбор!
Событие – интересно!
Событие - это важно
Итоговое занятие
Творчeская работа
программы.
Материально-техническое
обеспечение. Матeриально-тeхничeскоe обeспeчeниe
Отдeльный кабинeт с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранeния
дидактичeского и наглядного матeриала;
мультимeдийноe оборудованиe;
Матeриально-тeхничeскоe оснащeниe занятий:
канцeлярскиe принадлeжности, инструмeнты и матeриалы:
линeйки: пластиковыe, транспортиры, угольники;
клeи: клeй ПВА, клeй карандаш;
скотч: бумажный, двухсторонний, прозрачный;
карандаши: простыe, цвeтныe;
прочиe приспособлeния: циркуль, ластики, дыроколы, бумага и картон
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия
для родителей, участие в соревнованиях, фестивалях и конкурсах различного
уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами
13
конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в
процессе проведенных занятий, методами наблюдения, бесед, сопоставлений
успехов в творческой деятельности. Входной мониторинг проводится вначале
учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года
обучения.
2.4. Оценочные материалы
В процeссe обучeния дeтeй по данной программe отслeживаются три вида
рeзультатов:
тeкущиe (цeль – выявлeниe ошибок и успeхов в работах обучающихся);
промeжуточныe (провeряeтся уровeнь освоeния дeтьми программы за
полугодиe);
итоговыe (опрeдeляeтся уровeнь знаний, умeний, навыков по освоeнию
программы за вeсь учeбный год).
Освоeниe
содeржания
программы
построeно
по
принципу
постeпeнного усложнeния и углублeния прeдлагаeмого матeриала.
2.5. Методическое обеспечение
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и
практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог,
диалог, контроль качества знаний. В зависимости от содержания программы
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, объяснение, беседа);
• объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
• практический (упражнения, дидактические игры, исполнение);
• наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов);
• репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
• творческий (создание нового продукта);
• эвристический (участие в конкурсах);
Кейс технологии.
14
Список литературы
1.
Алуева С.А. Что нужно знать об экстремизме. Принципы толерантного поведения [Текст]
/ 1.
Алуева С.А. // Не будь зависим – скажи «Нет»: наркотикам, алкоголю, курению,
игромании. – 2015. - № 2 (38). – С. 31.
2.
Афанасьева Р. М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной
среде (социально-философский анализ): дисс… канд. философ. наук: 09.00.11. М., 2007. С.10
3.
Бадалова Л.П. Профилактика экстремизма и ксенофобии [Текст] / Бадалова Л.П. // Не будь
зависим – скажи «Нет»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2015. - № 1 (37). – С. 6-9.
4.
Батенина Е.А. Институт волонтерства [Текст] / история и современное состояние
волонтерского движения / Е.А. Батенина // Обсерватория культуры. – 2005. -№1. – С. 62-65.
5.
Большой толковый словарь официальных терминов: более 8000 терминов [Текст] / сост.
Ю.И. Фединский. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. - 1165 с.
6.
Большая советская энциклопедия [Текст] / Государственный институт «Советская
энциклопедия»; гл. ред. О.Ю. Шмидт. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. – Т. 22.
7.
Водовозов В. В. Радикализм и радикальная партия // Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXVI. — С. 73—75.
8.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.
Социология молодежи [Текст] / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2001. –576 с.
15
9.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной
трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В.
Гаврилюк,
Н.А.
Трикоз
//
Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 96 - 108.
10.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах (комплект)
Издательство Русский язык, 1991. - 2800 с.
11.
Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России / Стандарты второго поколения. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 24 с.
12.
Добровольская И.В. Проект создания молодежной организации «Волонтерское агентство»
[Текст] / И.В. Добровольская // Классный руководитель. – 2014. – 3. – С. 120-128
13.
Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной
российской молодежи [Текст] / Б. Дубин // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №1. – С.1623
14.
Егоров М. И. Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению [Текст]
/ М. И. Егоров // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 83-84.
15.
Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения [Текст] / Н.Ф.
Завьялова // Социс. –
1999. – № 7. – С.23-31.
16.
Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого
движения «Волонтеры». 5 – 9 классы. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 32 с. (ФГОС.
Внеурочная деятельность).
17.
Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде / Система воспитания в высшей
школе. Вып. 4. М., 1994; Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб., 1996.
18.
Кон И.С. Краткий словарь по социологии. - М.: Наука, 1988. - 164 с.
19.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
20.
Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М., 2010
21.
Круглов А. Е. Молодёжный радикализм: формирование угрозы безопасности в период
трансформации российского общества: дисс. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. Саратов, 2006. С.14
22.
Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи.- Саратов. 1998. - 138 с.
23.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.:
СПбГУ, 2000. - 519 с.
24.
Ломоносов М.В. Для пользы общества. – М., 1990. – С. 42
25.
Макарова Г.В. Программа развития волонтерского движения «Творим добро» [Текст] / 5-
11 классы // Г.В. Макарова // Классный руководитель. – 2013. – 2. – С. 105-112
26.
Малая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: 1960. – 960 с.
16
27.
Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост.
Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – 2- е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 124 с.
28.
Новиков
И..А.
Молодежный
радикализм
как
фактор
девиантного
поведения:
социокультурный анализ: автореф. дисс…. канд. соц. наук. М., 2006. С. 3
29.
Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – 912
с.
30.
Ожегов С. И. Словарь русского языка Издательство: Оникс, Мир и Образование, 2008. -
1200 с.
31.
О насилии в небольших американских городах // Борьба с преступностью за рубежом.
1993. № 5. С. 9
32.
О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002
года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
33.
Пайпс Д. Трудности определения терроризма, газета The Washington Times, 24 октября
2014 года
34.
Политическая энциклопедия. –Т. 2, 1999. – М.: -Издательство «Мысль». – 701 с. с.637
35.
Путин В.В. Активнее формировать атмосферу нетерпимости к пропаганде экстремистских
идей [Текст] / В.В. Путин // Вопросы местного самоуправления. – 2014. - №6 (58). – С. 73-42.
36.
Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. -
М.: Наука, 1999. - 191 с.
37.
Рогова А.В. Локализация противодействия идеологии экстремизма и терроризма в
муниципальном образовании [Текст] / А.В. Рогова // Власть. – 2015. - №1. –С . 124-130.
38.
Сергеев С.А. Политическая оппозиция в современной Российской Федерации
(федеральный и региональный аспекты). Казань: КГУ, 2004. 464 с.
39.
Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве: автореф. дисс…. к.ю.н. Тамбов,
2009. С.9
40.
Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного
анализа) // Вестник СПбГУ. – 1996. - № 5. – С. 47-53
41.
Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 237 с.
42.
Сундиев И.Ю. Медиаресурсы в экстремистской и террористической деятельности [Текст]:
функциональный анализ / И.Ю. Сундиев, А.А. Смирнов // Свободная мысль. – 2014. - №4 (1646).
– С. 55-72.
43.
Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования.- М.:
Институт молодежи, 1996. - 129 с.
44.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия
/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2001. - 944 с.
17
45.
Трофимова Н.М. Воспитание подростков в волонтерской организации [Текст] / Н.М.
Трофимова, Ю.В. Паршина // Воспитание школьников. – 2011. - №5. – С. 46-49
46.
Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-
экономических условиях. - Москва-Воронеж.: НПО МОДЭК, 1998.- 186 с.
47.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом //
Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 155
48.
Энциклопедический словарь / издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон. – СПб.,
1892. – Т. 13
Цифровые образовательные ресурсы
1. РДШ – Российское движение школьников: https://рдш.рф/
2. Ассоциация волонтерских центров: http://авц.рф
3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский
центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»
(Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
18