Пояснительная записка.
Основания для проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение
правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования
•
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ
СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Направленность программы: художественная.
Цель программы: гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного
и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории
материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к
труду.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим работы: 1 раза в неделю по 1 часу.
Общий объем ОП: 35 часов.
Адресат: учащиеся 6,5-9 лет
Наполняемость группы: 7-15 человек.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию
познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной
практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного
воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В
силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими
психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо
предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества
технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для
свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности,
создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное
направление в содержании программы «Разноцветная планета» уделяется духовно-нравственному
воспитанию учащийся. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и
других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям
уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования
и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических
ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира,
восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика
труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных
проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала
образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с
природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов,
организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,
воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных
профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно
представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь
прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим
предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как
математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет
необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При
создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности,
которые дети осваивают на занятиях.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на
основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды
образовательного учреждения и возможностей учащегося. Передача учебной информации
производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях,
справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития
рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание программы составлено на 36 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный
принцип и состоит из отдельных разделов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их
видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
•
в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих
работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
•
—
в познавательной сфере:
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического, типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным
произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет
учащийсяу возможность на ступени основного общего образования научиться:
•
в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных
видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений
пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого
специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
•
в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всём
многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству
и к жизни, духовно-нравственный
потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных
норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
•
в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
—организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
•
в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство
эмоционального и интеллектуального
восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
высокого и массового
изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры;
формировать эстетический кругозор;
•
в трудовой сфере:
—
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей
творческой деятельности.
Учебный план
(возраст 10-11лет)
№ Тема раздела
п/п
1 Истоки родного
искусства
Содержание
Количество
часов
1
3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Пейзаж родной земли
Гармония жизни с природой. Деревня - деревянный
мир красоты человека
Образ
Народные праздники
2 Древние города
Древнерусский город-крепость
нашей земли
Древние соборы
Древний город и его жители
Древнерусские воины-защитники
Города Русской земли
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах
3 Каждый народ–
Страна восходящего солнца. Образ художественной
3
культуры Японии
художник
Искусство народов гор и степей
1
Образ художественной культуры Средней Азии
2
Образ художественной культуры Древней Греции
2
Образ художественной культуры средневековой
2
Западной Европы
Многообразие художественных культур в мире
1
(обобщение темы)
4 Искусство объеди- Все народы воспевают материнство
1
Все народы воспевают мудрость старости
1
няет народы
Сопереживание - великая тема искусства
1
Герои, борцы и защитники
2
Юность и надежды
2
Искусство народов мира (обобщение)
1
Содержание учебного плана
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о
духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры —
важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя
участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта
эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной
жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения,
осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным
культурам.
Истоки родного искусства. (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о
мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Древние города нашей земли (7ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки.
Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры
православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков,
Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры
храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Каждый народ — художник (12 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры
народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере
национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа
народа.
Искусство объединяет народы (9 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех
народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве:
материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям,
способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь
человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о
жизни.
Тематическое планирование
Всег Характеристика деятельности
Тема
о
учащихся на занятиее по
раздела.
часо формированию УУД
в
(метапредметных умений)
8
Регулятивные : целеполагание,
Истоки
планирование, самоконтроль,
родного
коррекция, самооценка
искусства
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять
алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и
результата действий постановка и
решение проблем
Выдвижение гипотез
Извлечение необходимой
информации
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества,
Аргументация своего мнения и
позиция в коммуникации
Характеристика деятельности учащихся на
занятиее по формированию предметных
умений и навыков.
Знать характерные черты родного пейзажа.
Знать художников, изображающих природу.
Уметь нарисовать пейзаж по памяти.
Овладеть навыками конструирования из
бумаги конструкции избы.
Создавать коллективное панно способом
объединения коллективно сделанных
изображений
Древние
города
нашей
земли
Каждый
народхудожн
ик
7
Регулятивные : целеполагание,
планирование,
Познавательные: рассуждать,
самостоятельно составлять
алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и
результата действий
Извлечение необходимой
информации
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной
деятельности,уважительно
относиться к старине и русским
обычаем.
Уметь объяснять, почему собор является
смысловым центром города. Знать
конструкции, символики частей храма,
украшений храма.
Уметь выполнять групповую работу по
постройке древнего города.
Овладевать приёмами создания
выразительной формы в опоре на народные
традиции.
Осваивать характерные для того или иного
промысла основные элементы народного
орнамента и особенности цветового строя.
12
Регулятивные : целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять
алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и
результата действий постановка и
решение проблем
Выдвижение гипотез
Извлечение необходимой
информации
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества,
Аргументация своего мнения и
позиция в коммуникации,
слушать друг друга, задавать
вопросы.
Характеризовать смысл декора не только
как украшения, но прежде всего как
социального знака, определяющего роль
хозяина вещи (носителя , пользователя).
Уметь изображать природу через детали.
Приобретать новые умения в работе с
выразительными средствами
художественных материалов.
Участвовать в диалоге о том, зачем
людям украшения, что значит украсить
вещь.
Освоить новые эстетические
представления о поэтической красоте
мира.
Искусст
во
оъединя
ет
народы
9
Регулятивные : целеполагание,
планирование, самоконтроль,
коррекция, самооценка
Познавательные: рассуждать,
сравнивать, сопоставлять,
анализировать, обобщать,
самостоятельно составлять
алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и
результата действий постановка и
решение проблем
Выдвижение гипотез
Извлечение необходимой
информации
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой
выражать свои мысли,
формулировать свои затруднения,
планирование учебного
сотрудничества,
Уметь строить понятное
высказывание, обосновывать и доказывать свою точку
зрения.
Знать художников, изображающих
красоту материнства.
Уметь изобразать мать и дитя. Развивать
навыки композиционного изображения.
Уметь изображать рисунок с
драматическим сюжетом
Знать героев Сталинградской битвы.
Знать памятники героям Отечества.
Уметь выполнять памятник в графике.
Знать виды искусств, жанры искусств,
главные художественные музеи России,
знать художников.
Уметь выполнить коллективный коллаж,
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение
программы:
учебный
кабинет,
компьютер,
мультимедийная установка, интерактивная доска, колонки, фото- и видеокамера, средства
телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта), принтер, экран.
Кадровое обеспечение: программу дополнительного образования реализует педагог, имеющий
высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка
Методические материалы: методические таблицы, схемы, рисунки-плакаты, книги, репродукции
картин художников, открытки, журналы, фотографии, илюстрации из книг, предметы быта, игрушки,
макеты, посуда. Обучающие стенды, бумага, краски, карандаши, мелки, баночки для воды, ножницы,
клей, и др.
Планируемые результаты освоения программы «Разноцветная планета»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Список литературы:
1. Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. Изд.Дом Нева 2001.
2. Шпикалова Т. Я. Изобр.искусство. 2, 3 кл. Просвещение. 2003.
3. Неменская Л. А. Каждый народ —художник. Просвещение. 2004.
4. Йеменский Б.М. Искусство вокруг нас. Просвещение. 2001.
5. Неменская Л. А. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2009.
6. Пожарская А. В. Коллекция интересных занятиеов. 2011.
7. Михайлова Н. А. Школа рисования. М. 2008.
8.
Большая энциклопедия поделок. 2009.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дополнительный обобщающий материал
«Сказки о художниках». Энциклопедия, М.,Белый город, 2004 г.
Академия детского творчества. М. Робинс, 2004 г.
Изобразительное искусство. Полная энциклопедия. Е.В.Амфилохиева М., Эксмо, 2012г.
«Пейзаж – живопись для детей» М., Белый город. 2008г.
Знаменитые полотна русских живописцев. М., Белый город. 2008г.
Большая детская энциклопедия досуга. Росмен, 2003г.
Журналы «Весёлый художник». 2009 –2010г.