Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Изостудия - Палитра» составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 №
1726-р).
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв.
СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность. В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают
у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности,
уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для
адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в
игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого
общения; импровизации; фантазировать, перевоплощаться; не бояться
публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать.
Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор,
словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти
помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для
себя лучшее направление во взрослой жизни.
Театрализованная деятельность детей является одним из методов
развивающего обучения, направленного на развитие психофизических
способностей (мимики, пантомимики), психофизических процессов
(восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.), речи.
Представленная в программе система разнообразных игр, упражнений
направлена на развитие умений понимать и отражать чувства и состояния
других, умения видеть, анализировать и драматизировать ситуацию с позиций
разных персонажей, что способствует нравственному развитию детей: умению
сопереживать, наблюдать, контролировать свои поступки и отвечать за них.
Театр развивает воображение, и чем лучше, тем ярче оно рисует
результат, тем меньше вероятность негативных поступков. Каждый спектакль
несет свою задачу. Важно, когда от спектакля у ребенка, остается какой - то
след. Когда он начинает задумываться, по-другому относиться к себе и
близким.
Задача театра, чтобы человек посмотрел на себя как в зеркало, или
заглянул в свою душу, или вдруг о чем-то задумался, о том, что раньше ему и
в голову не приходило.
Необходимо решать вопрос о формировании духовности растущей
личности не с профессионально – обучающих позиций, а с погружения
ребенка в общую сущность общечеловеческих, их порождение, восприятие,
оценку.
Необходимо
создать
определенную
эстетическую
базу
мироощущения, мировосприятия ребенка, а потом осваивать навыки
театрального творчества.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся
получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными
положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической
грамоты.
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими
отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников,
неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и
связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию
(класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение
приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать
лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные
программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены
необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на
лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной
программы.
Педагогическая
целесообразность.
Педагогическая
целесообразность программы
раскрывается через главную идею
содержания программы - процесса постижения детьми специфики
сценического образа, разнообразных художественных средств, с помощью
которых он создаётся. Осознание специфики сценических образов
способствуют формированию художественного видения мира, изменению
взгляда на мир в соответствии с художественно-эстетическими позициями
времени. При этом появляется возможность у детей проявить себя в
творчестве, самовыразиться и самореализоваться.
Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка средствами
театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
• организация досуга детей, создание коллектива единомышленников,
способного ориентироваться в мире театра, ставить и играть спектакли.
• выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности
каждого ребенка;
• устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;
• обучение владению голосом, улучшению дикции;
• Обучение учащихся общим двигательным навыкам: конкретность и точность
движения, правильное распределение мышечных усилий и ритмичность;
• обучение первоначальным навыкам сценического движения;
• развитие театрально - исполнительских способностей детей и подростков, а
также формирование у обучающихся комплекса навыков, позволяющих
выполнять задачи различной степени сложности в процессе подготовки
спектаклей.
• формирование личности, творчески относящейся к любимому делу.
• воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, умения
логически мыслить, психофизической выносливости и работоспособности;
• развитие самодисциплины о организованности.
•развитие памяти, фантазии, дикции;
• развитие качеств оратора;
• обучение творческому использованию полученных умений и практических
навыков в жизни.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том,
что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения
основами 3 сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения
строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное от уроков время;
добровольное посещение кружка;
предоставление выбора ролей в инсценировках.
Принцип построения программы. На занятиях кружка учащиеся
поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы.
Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера
сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
Концептуальные основы:
1) принцип гармонизации личности и среды, ориентация на
максимальную самореализацию личности;
2) принцип гуманизации - обеспечение благоприятных условий
освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей,
предполагающих создание оптимальной среды для воспитания детей;
3) принцип доступности – выражается в соответствии учебного
материала возрастным и психологическим особенностям детей;
4) принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не
механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;
5) принцип наглядности – развивается наглядно – образная память.
Условия реализации программы
Возраст детей:
В младшей группе занимаются дети с 8 до 9 лет. Дети этого возраста
отличаются высокой познавательной и физической активностью, стремлением
познать и изучить, повышенной работоспособностью и в то же время высокой
утомляемостью. Они наблюдательны, любознательны и непосредственны в
общении. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается
фантазия и воображение.
Дети возраста с 9 до 10 лет очень энергичны, бойки, любят
устанавливать и систематизировать факты, имеют повышенный интерес к
людям, событиям, природе, начинается формирование независимого
критического мышления. А так же эмоционально непостоянны, у них сильно
развито чувство симпатии и антипатии, чувствительны к обидам и критике.
Хотят иметь много друзей, ценят мнения учителей и сверстников.
Дети возраста с 10 до 11 лет отличаются повышенной возбужденностью,
ранимостью, повышенной потребностью в самоутверждении среди
сверстников. А так же познавательно активны, целеустремлённы. В этом
возрасте у детей формируется собственное мировоззрение.
Программа рассчитана на три года обучения и состоит из трех этапов:
I этап младшая группа - с 8 до 9 лет (1 год обучения);
II этап средняя группа - с 9 до 10 лет (2 год обучения);
III этап старшая группа - с 10 до 11 лет (3 год обучения).
Сроки реализации программы
I год обучения – 153 часа в год.
II год обучения – 153 часа в год.
III год обучения – 153 часа в год.
Формы и режим занятий
I год обучения – 1,5 часа 3 раза в неделю.
II год обучения –1,5 часа 3 раза в неделю.
III год обучения –1,5 часа 3 раза в неделю.
Формы организации детей
Групповая.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
дополнительного образования
Результатом
освоения
программы
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии,
драмы;
- умения использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
- умения использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
- умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику
персонажа;
- умения корректно анализировать свою работу и работу других
обучающихся;
- умение выполнять элементы актерского тренинга;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
- навыков участия в репетиционной работе;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
- навыков использования игровых и тренинговых упражнений для
избавления от психологических проблем и физических зажимов; - навыков
тренировки психофизического аппарата;
- знания основных средств выразительности театрального искусства;
- знания театральной терминологии;
- знания выразительных средств сценического действия и их
разновидности; - знания принципов построения этюда;
- умения вырабатывать логику поведения в этюдах, целесообразность
действий;
- умения координироваться в сценическом пространстве;
- умения создавать художественный образ в сценической работе или в
творческом номере;
- навыков по владению психофизическим состоянием; - умения
проводить анализ произведений театрального искусства;
- знания основных эстетических и стилевых направлений в области
театрального искусства;
- умение использовать основные элементы актерского мастерства,
связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в
спектакле или в концертном номере;
- умение работать над ролью под руководством преподавателя; - навыки
по сочинению этюдов на заданную тему; - навыки репетиционно-концертной
работы;
- навыки по использованию театрального реквизита;
- знания основ техники безопасности при работе на сцене;
- навыки по анализу собственного исполнительского опыта.
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся,
относятся:
- держать внимание к объекту, к партнеру;
видеть, слышать, воспринимать;
память на ощущения и создание на ее основе образных видений
воображение и фантазия;
способность к взаимодействию
логичность и последовательность действий и чувств;
чувство правды на сцене;
вера в предлагаемые обстоятельства;
ощущение перспективы действия и мысли;
чувство ритма; выдержка, самоотдача и целеустремленность;
мышечная свобода и пластичность;
владение голосом, произношение;
чувство фразы; умение действовать словом.
Формы подведения итогов:
1. Анкетирование
2. Включение педагогического наблюдения
3. Рефлексия
4. Анализ инсценировок
5. Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
Педагогический контроль
Основными формами контроля является текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом
наблюдения и коллективного анализа проигранных сценок.
Формой итогового контроля являются премьеры отчетных спектаклей,
где представлена работа детей над декорациями, костюмами, сценическим
образом, в котором ребёнок осознанно выражает собственное образное
восприятие мира или обозначенной проблематики. Отчетные спектакли
являются отличным стимулирующим фактором педагогического процесса,
т.к. занятия в театральной студии носят безотметочный характер.
Таким образом, данная программа компенсирует недостатки школьных
занятий по литературному чтению, углубляет знания детей по многообразию
литературных художественных средств и их выразительных возможностей,
способствует проявлению себя в театральном творчестве, самовыражению
творческого потенциала ребёнка.
Результатом работы театрального кружка является: постановка
миниатюры или спектакля. Учащиеся активно играют спектакли в школах
города, детских садах, в органах социальной защиты города перед ветеранами
и детьми инвалидами, работают в качестве ведущих на детских городских и
районных мероприятиях.
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
5
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
8
9
Наименование разделов и тем
Инструктаж по ТБ.
Введение: основные тенденции мировой
художественной культуры
История театрального искусства России
Художественная история искусства России
XIX века.
Творчество классиков театра.
Театральная терминология.
Общие сведения о профессии «артист».
Актерское мастерство.
Сценическое внимание
Сценическое воображение
Преодоление мышечных зажимов
(релаксация).
Коммуникативные игры, тренинги
Репетиция постановки.
Выступление.
Сценическая речь.
Голосоведение и артикуляция.
Определение логики текста.
Развитие памяти, разучивание текста.
Сценическое движение.
Координация вестибулярного аппарата.
Движенческие функции человека и животных.
Репетиция постановки.
Выступления.
Всего:
Всего Теор.
часов
1.5
1.5
Практ.
9
1.5
1.5
3
3
27
9
9
3
6
30
3
30
3
24
1.5
1.5
9
3
9
19.5
1.5
33
6
153
15
9
9
33
6
138
Содержание программы
первого года обучения
Раздел 1. Введение.
Основные тенденции мировой художественной культуры.
Раздел 2. История театрального искусства России.
Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.
Тема 2.2. Творчество классиков театра.
Тема 2.3. Театральная терминология.
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 3.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Жмурки», «Моргалки», «Третий лишний» и т.д.
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 3.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Прогулка на
природе», «Лабиринт».
2. Этюды «Герой Эллады», «Старый замок» и т.д.
Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 3.4. Коммуникативные игры, тренинги «Окно в природу»,
«Зоопарк».
Раздел 4. Репетиция постановки.
Раздел 5. Выступления.
Раздел 6. Сценическая речь.
Тема 6.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 6.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 6.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что?
где? когда?» и т.д.
2. Разучивание текста.
Раздел 7. Сценическое движение.
Тема 7.1. Координация вестибулярного аппарата.
1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
Тема 7.2. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Раздел 8. Репетиция постановки.
Раздел 9. Выступления.
Требования к уровню подготовки
1 год обучения
Дети должны знать:
- общие сведения о профессии «актер»;
- общие сведения о голосоведении и артикуляции;
- общие сведения о закономерностях движенческих функций человека и
животных;
Дети должны уметь:
- правильно распределять дыхание по тексту;
- находить логику текста;
- действовать с предполагаемым предметом;
- использовать приобретенные навыки и знания на занятиях;
- уметь образно воспринимать персонаж своей роли;
- уметь общаться со сверстниками в различной социальной среде;
- уметь использовать на занятиях артистизм и фантазию;
- уметь импровизировать;
- уметь пользоваться реквизитом, декорациями;
- уметь позитивно оценивать ситуации и поступки;
- уметь добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть
выступление перед зрителями.
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№
Наименование разделов и тем
Всего
п/п
часов
1 Введение: основные тенденции мировой
1.5
художественной культуры.
2 История театрального искусства России.
9
2,1 Художественна история искусства России
XX.
2.2 Творчество классиков театра.
2.3 Театральная терминология.
3 Актерское мастерство.
27
3.1 Сценическое действие.
3.2 Сценическое воображение.
3.3 Сценическое внимание.
3.4 Преодоление мышечных зажимов
3.5 (релаксация).
3.6 Коммуникативные игры, тренинги.
Народные игры.
4 Сценическая речь
24
4.1 Голосоведение и артикуляция
4.2 Определение логики текста.
4.3 Распределение дыхание по тексту.
4.4 Развитие памяти, разучивание текста.
5 Сценическое движение.
19.5
5.1 Координация вестибулярного аппарата.
5.2 Движенческие функции человека и животных.
5.3 Действие с предлагаемым предметом.
5.4 Действие в предлагаемых обстоятельствах.
5.5 Этюд.
6 Грим.
3
6.1 Общие сведения.
6.2 Грим персонажа.
7 Репетиции постановки.
60
8 Выступления.
9
Всего:
153
Теор. Практ.
1.5
3
3
3
9
6
3
3
3
3
1.5
1.5
6
3
6
6
1.5
1.5
3
3
3
3
3
1.5
1.5
19.5
1.5
60
9
133.5
Содержание программы
второго года обучения
Раздел 1. Введение.
Основные тенденции мировой художественной культуры.
Раздел 2. История театрального искусства России.
Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.
Тема 2.2. Творчество классиков театра.
Тема 2.3. Театральная терминология.
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 3.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Зоркий глаз», «Слова, слова, слова» и т.д.
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 3.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Познай себя»,
«Сказочные персонажи».
2. Этюды «Волшебный лес», «Театр пейзажа», «Сновидение».
Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 3.4. Сценическое действие.
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера
путем упражнений «Третий лишний», «Садовник».
Тема 3.5. Коммуникативные игры, тренинги «Диалог», «Интервьюирование».
Тема 3.6.Народные игры «Заря - заряница», «Золотые ворота».
Раздел 4. Сценическая речь.
Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 4.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что?
где? когда?» и т.д.
2. Разучивание текста.
Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Тема 4.5. Развитие памяти разучивание текста.
1. Упражнения развивающие память.
Раздел 5. Сценическое движение.
Тема 5.1. Координация вестибулярного аппарата.
1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
Тема 5.2. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 5.3. Действие с предлагаемым предметом.
1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету
целенаправленных действий.
2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
3. Упражнение со стулом.
Тема 5.4. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
3. Упражнения со стулом.
Раздел 6. Грим.
Тема 6.1. Общие сведения.
1. Виды грима.
2. Как наложить грим?
3. Грим персонажа.
4. Практическое самостоятельное задание.
Раздел 7. Репетиция постановки.
1. Логика построения этюда.
2. Этюд на тему сказок.
3. Самостоятельная работа детей над этюдом.
Раздел 8. Выступления.
Требования к уровню подготовки
2 год обучения
Дети должны знать:
- краткие сведения по истории искусства;
- основные теоретические установки по профессии актерского мастерства;
- основные правила орфоэпии;
Дети должны уметь:
- анализировать предложенный драматургический материал;
- существовать на сцене по принципу: «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- исполнять предлагаемые роли под музыкальное оформление;
- показывать пример, дисциплинированность, такт на репетициях и
выступлениях;
- добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть
выступление перед зрителями.
Учебно-тематический план (3-й год обучения)
№
Наименование разделов и тем
Всего
п/п
часов
1 Введение: основные тенденции мировой
1.5
художественной культуры.
2 История театрального искусства России.
9
2.1 Художественна история искусства России
XX.
2.2 Творчество классиков театра.
2.3 Театральная терминология.
3 Актерское мастерство.
27
3.1 Сценическое действие.
3.2 Сценическое воображение.
3.3 Сценическое внимание.
3.4 Преодоление мышечных зажимов
(релаксация).
3.5 «Оценка факта» (событие)
3.6 Сценический образ
3.7 Коммуникативные игры, тренинги.
3.8 Игры народов мира.
4 Сценическая речь
24
4.1 Голосоведение и артикуляция
4.2 Определение логики текста.
4.3 Распределение дыхание по тексту.
4.4 Развитие памяти, разучивание текста.
4.5 Ритмический рисунок стиха
5 Сценическое движение.
19.5
5.1 Объект внимания
5.2 Движенческие функции человека и животных.
5.3 Действие с предлагаемым предметом.
5.4 Действие в предлагаемых обстоятельствах.
5.5 Этюд.
6 Грим.
3
6.1 Общие сведения.
6.2 Грим персонажа.
7 Репетиции постановки.
60
8 Выступления.
9
Всего:
153
Теор. Практ.
1.5
3
3
3
4.5
3
3
1.5
1.5
1.5
3
3
3
3
1.5
1.5
3
3
3
6
3
3
1.5
1.5
1.5
3
3
3
3
3
1.5
25.5
1.5
60
9
127.5
Содержание программы
третьего года обучения
Раздел 1. Введение.
Основные тенденции мировой художественной культуры.
Раздел 2. История театрального искусства России.
Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.
Тема 2.2. Творчество классиков театра.
Тема 2.3. Театральная терминология.
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 3.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Удивительные состязания», «Всех скороговорок не
перескороговоришь», «Магические фигуры».
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 3.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Хранитель тайн»,
«Игры индейцев», «Сиамские близнецы».
2. Этюды на свободную тему.
Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 3.4. Сценическое действие.
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера
путем упражнений «Пластилинчик», «Пеленгатор».
Тема 3.5. «Оценка факта» (событие).
1. Понятие «событие».
2. Понятие «мотивация».
3. Понятие «сюжет». (5 событийных моментов постановки спектакля, над
которым работает коллектив).
Тема 3.6. Сценический образ.
1. Понятие «сценический образ».
2. Определение образа персонажей спектакля.
Тема 3.7. Коммуникативные игры, тренинги «Автопортрет», «Кино и
зритель».
Тема 3.8. Игры народов мира (Англия, Швеция, Германия)
Раздел 4. Сценическая речь.
Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 4.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память.
2. Разучивание текста.
Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Тема 4.5. Развитие памяти разучивание текста.
1. Упражнения развивающие память.
Тема 4.6. Ритмический рисунок стиха.
1. Работа над интонацией.
2. Умение эмоционально и выразительно преподносить репертуар.
3. Построение авторской фразы.
4. Отличительные различия стихотворения от прозы.
5. Приемы разучивания стиха: а) проигрывание; б) речепластика; в)
сталкивание смыслов; г) чувство ритма; д) выделение голосом
существительных родительного падежа и конкретных прилагательных; е)
строковая пауза; ё) выговаривание строки на «крепком» дыхании.
Раздел 5. Сценическое движение.
Тема 5.1. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 5.2. Действие с предлагаемым предметом.
1. Наделение предмета свойствами,выполнение с ним действий.
2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
3. Упражнение со стулом.
Тема 5.3. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
3. Упражнения со стулом.
Тема 5.4. Объект внимания.
1. Понятие «объект внимания».
2. Определение объекта внимания для персонажей спектакля.
3. Обращение к объекту внимания.
Тема 5.5. Этюд.
1.Этюд на тему «Я вижу мир».
2. Этюды с мячом.
Раздел 6. Грим.
Тема 6.1. Общие сведения.
1. Виды грима.
2. Как наложить грим?
3. Грим персонажа.
4. Практическое самостоятельное задание.
Раздел 7. Репетиция постановки.
Раздел 8. Выступления.
Требования к уровню подготовки
3 год обучения
Дети должны знать:
- художественную историю развития искусства России;
- теоретические приемы актерского мастерства;
- приемы изменения внешности гримом.
Дети должны уметь:
- создавать сценический образ персонажа спектакля;
- владеть речью и пластикой тела;
- уметь гримироваться;
- самостоятельно сочинять этюд;
- быть коммуникативными в любой социальной среде;
- уметь проводить анализ самонаблюдения, самопознания личности.
Методическое обеспечение программы
Методика работы театрального объединения начинается с организации
сценического внимания.
На первом этапе обучения ребенок, путем специальных упражнений
(этюдов), знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует
психо-физический
аппарат,
приобретает
навыки,
помогающие
ориентироваться в повседневной жизни. Знания, получаемые ребенком и
базирующиеся на принципе урок – игра, укрепляет психику ребенка, делает
его общительнее и коммуникабельнее, повышает общий интеллектуальный
уровень, физическую готовность.
Главным принципом образовательного процесса является погружение
ребенка в мир культуры и истории театрального искусства. В работе
используются развивающие игры «Старый замок», «Страна чудес» и т.д.
Играя, визуально, дети помещаются в разные эпохи.
Следующий раздел первого этапа «актерское мастерство». С самого
начала обучающиеся приступают к практическому изучению основ актерского
мастерства. Практические занятия начинаются с овладения навыков,
необходимых для коллективной творческой работы. К ним относятся:
внутренняя собранность, организованность, чувство партнера, готовность
активно включаться в процесс сценического действа. Игры «Зоркий глаз»,
«Хранитель тайн», «Голова великана» развивают внимание, тренируют
эмоциональную память, упражнения - тренинги развивают воображение,
наблюдательность, снимают мышечные зажимы. Помогают преодолевать
смущение, застенчивость, скованность.
Одним из важных слагаемых театрального искусства является
«сценическая речь» - 2 раздел. К нему относится определение и исправление
речевых недостатков обучающихся. Речь должна быть услышана и понята в
любой части зрительного зала. Для этого используется артикуляционная
гимнастика, скороговорки. И конечно, упражнения, развивающие правильное
дыхание.
Психология ребенка в раннем возрасте «настроена» на повторение и
подражание, и поэтому в работе используется аудио и видео - записи сказок.
Дети, слушая их, привыкают к правильному произношению и интонации,
невольно подражают исполнителю. А также объяснениям педагога как
правильно произносить задания.
Следующий раздел «сценическое движение». Сначала необходимо
скоординировать вестибулярный аппарат. И в этом помогают занятия с мячом,
скакалкой, стулом. Овладев первоначальными навыками первого этапа,
обучающиеся приступают к более квалифицированному освоению навыков
театрального творчества.
2 этап обучения: теперь вся работа строится с учетом возрастных
особенностей детей. Чтобы процесс самоутверждения проходил более
безболезненно, вся работа строится на сугубо индивидуальном подходе,
тщательной подборке роли персонажа и к творческой практической работе.
Систематизируются и закрепляются на практике, имеющиеся знания,
постепенно изучаются новые понятия.
Одновременно с ростом учебной нагрузки возрастают требования в
профессиональном освоении специальных предметов, таких как «сценическое
действие», «сценический образ». Учащиеся приступают к анализу текста и
сценического действия, т.е. начинают исследовательскую деятельность в
области чувств и эмоций. Используются диалогический, монологический,
эвристический методы обучения. Методы преподавания: объяснительный,
иллюстративный, информационно – сообщающий.
Во время выполнения конкретных задач одобряется творческая
самостоятельность обучающихся. Например, сочинение и демонстрация
этюда на определенную или свободную тему. В ходе выполнения задания
проводится обсуждение и анализ. Наиболее подходящая форма оценки – это
организованный просмотр спектакля, этюда или выступление перед
зрителями. Анализ работы приучает обучающихся справедливо и объективно
оценивать, прислушиваться к мнению других, исправлять ошибки.
Последний 3 этап наиболее тесно соприкасается с профессией – артист.
В это время формируется самосознание, общественная активность,
мировоззрение учащиеся уже не пассивный объект для воспитания, а
творчески развитая личность, активно создающая собственную жизнь.
В процессе работы используется следующий дидактический материал:
иллюстрации, художественная литература, фотографии, театральные
программки, видео и аудио пособия; а также грим, костюмы и декорации.
Материально-техническое обеспечение
кабинет для занятий, стулья;
актовый зал;
ноутбук;
видео и аудио пособия ;
грим;
костюмы;
декорации;
цветные карандаши;
фломастеры;
бумага для рисования.
Методическая литература
1.
Крамаренко О.К. «Театральная деятельность учащихся как
средство формирования творческой активности». М., 2003.
2.
Крамаренко О.К. «Методические рекомендации учителям –
руководителям театральных кружков». М., 2003.
3.
Станиславский К.С. «Основы театрального искусства», М., 1992.
4.
5.
Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. «Мастерская слова», М., 1994
Щепкин М.С. «Театр переживания». М., 1986.
Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Компьютер, проектор, экран.
Магнитофон.
Микрофоны.
Костюмы для спектаклей.
Диски с детскими спектаклями.
Диски с музыкальной фонограммой.
Презентации.
Информационная поддержка
http://dramateshka.ru/index.php/education/5407-teatraljnoe-otdelenieshkolih-iskusstv-sreda-dlya-razvitiya-tvorcheskoyj-lichnosti
http://www.iq007.ru/
http://www.solnet.ee/holidays/s9.html
http://www.millionpodarkov.ru/scenarii/dlya-detej/
http://romanov-murman.narod.ru/detki/raznoe/scenki/index.htm
http://www.vampodarok.com/scenarii.php?name=21
http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarii_i_igry_igry_na_ivan_kup
alu_i_troicu/17-1-0-494
Сведения об авторе
Семенова Наталья Семеновна в 2004 году закончила Уральский
государственный педагогический университет по специальности учитель
русского языка, литературы и культуры речи. Общий стаж работы - 15 лет,
педагогический стаж – 10 лет. Стаж работы педагогом дополнительного
образования – 5 лет.